Системный анализ определений и психологических
теорий любвиСтраница 5
Интересной оказалась эволюция связи в психологических концепциях любви с уровнями потребностной сферы человека. Первые психологические школы: классические варианты психоанализа и бихевиоризма - соотносят любовь с потребностями организма и природного субъекта (биологическая энергия либидо - в психоанализе, схема стимул-реакция общая для человека и животных - в бихевиоризме). Биологизаторские теории любви раскрывают ее смысл через потребности вида (продолжение рода). Позднее любовь связывается с познавательной потребностью субъекта (создание образа мира) в когнитивной психологии (уровень социального культурного субъекта), с потребностью в социальном контакте (уровень социального культурного субъекта) в гештальт-психологии. В гуманистической психологии происходит соотнесение любви с потребностями субъекта нравственного: в самоактуализации, самореализации, личностном самосовершенствовании (высший уровень потребностной сферы человека). Правда, гуманистические психологи отмечают, что, как правило, люди любят дефицитарно, пытаясь удовлетворить с помощью близкого человека потребности физиологические, в принятие и уважении другими людьми, потребность в безопасности.
Показательно, что динамика психологических представлений о любви повторяет культурно-историческую эволюцию смыслов любви (глава 1.3). Метафорически можно соотнести классический психоанализ и бихевиоризм с архаическим периодом истории человечества (любовь в контексте функций природного субъекта), гештальт, когнитивную психологию и поздние варианты психоанализа и бихевиоризма с эпохой Великих цивилизаций (любовь как отражение потребностей культурного социального субъекта), гуманистическую психологию с античностью (связь любви с потребностями нравственного социального субъекта).
Таким образом, в данной главе были проанализированы определения любви, представленные в словарях различного типа, дан обзор и анализ концепций любви, сформулированных в различных психологических школах. Семантика определений и теорий любви вскрывалась в соотнесении с классификацией потребностей В.А. Иванникова.
Основные характеристики профессионального развития современной молодежи
Акмеологическая концепция профессионального развития
Предлагаемая концепции профессионального развития имеет две плоскости представления данной системы взглядов: содержательную и структурно-процессуальную, которая включает две подсистемы: Профессионализм деятельности и профессионализм личности [16].
Содержательная компонента профессио ...
Законы памяти
Законами памяти называются общие закономерности, которые характеризуют устройство и работу памяти человека.
Если имеется в виду закон запоминания материала, то под ним понимается определенная последовательность действий, в результате которой соответствующий материал запоминается человеком. Если речь идет о законе забывания материала, т ...
Анализ и оценка результатов диагностики тревожности
у детей подросткового возраста на формирующем этапе
эксперимента
После разработки и использования практических рекомендаций по коррекции агрессивности проявляющейся у мальчиков и девочек подросткового возраста была проведена контрольная диагностика.
Таблица 6. Результаты методики «Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса» диагностирующей уровень и характер тревожности связанной со ш ...