Psfine

Позитивная психология

Материалы » Возрастная динамика смысла любви » Системный анализ определений и психологических теорий любви

Системный анализ определений и психологических теорий любви
Страница 2

Любовь - чувство, выражающее эмоционально-ценностное отношение к тому или иному объекту (человеку, родине, семье, городу, истине, человечеству, религии и т.д.); стремление быть с максимальной полнотой представленным своими личностно значимыми чувствами в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности и устойчивости [121].

Любовь:

высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (Л. к родине, к матери, к детям, к музыке и т.д.)

интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно - значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости [196, 295, 341].

Любовь:

градационно - повышенное чувственно-эмотивное состояние психики индивида, сынтенционироанное на предмет своей симпатии, обожания, эмпатии, поклонения

сублимативная модальность-степень чувственно-эмоционального респектположительного, эгосимпатизированного отношения одного субъекта к другому субъекту, объекту - в основном противоположного пола - когда один из субъектов связывает другого со своими жизненно-онтологическими потребностями-интересами-желаниями-стремлениями

константно-интенсивно устойчивое чувство субъекта, детерминируемое физиологическо-сексуальными потребностями, личностно-значимыми эгоустановками, связуемое индивидом с чувствами, жизнедеятельностью, потребностями другого субъекта, с целью вызвать-пробудить у него реверс-потребность в эросочувствах-эросоэмоциях [425].

Итак, в толковых, энциклопедических, философских, психологических словарях "любовь" определяется через такие понятия как "чувство", "отношение", "состояние психики", "стремление", "влечение", "эмоция", "склонность". Во всех определениях любви подчеркивается такая ее характеристика как направленность: некоторые понятия, через которые определяется любовь сами по себе предполагают наличие субъекта и объекта (например, влечение, стремление, склонность, привязанность, отношение), в ряде определений направленность подчеркивается придаточными конструкциями. Во многие определения включены факторы, обусловливающие возникновение любви: сексуальные инстинкты, половое влечение, благодарность за заботу, привычка общей жизни, взаимное расположение, симпатия, близость. В ряде определений подчеркиваются такие характеристики любви как интенсивность и устойчивость.

Анализ определений любви через выделение заложенных в них видов потребностей показал, что фактически различные виды любви выделяются авторами по уровням потребностей, в них доминирующих. Так, половая любовь связывается с сексуальными потребностями, влечением, потребностью продолжения рода, т.е. потребностями вида и природного субъекта по классификации В.А. Иванникова. Братская любовь, основанная на общности образа жизни, ассоциируется с потребностями в принадлежности к этносу (уровень социального культурного субъекта). Альтруистическая любовь проявляется в бескорыстии, самопожертвовании, то есть в активности личности и соотносится с нравственными потребностями человека (социальный нравственный субъект). В тех определениях, где различные виды любви не представлены, доминирует интерпретация любви в рамках потребностей одного уровня.

Интересно, что толковые и энциклопедические словари, рассчитанные на широкую аудиторию, подчеркивают разнообразие видов любви, их связь с разными уровнями потребностей: любовь как влечение, инстинктивная природа любви реализуется в материнской и половой любви; любовь как взаимное расположение отсылает к уровню социального культурного субъекта, любовь как общность идеалов связана с потребностями нравственными. В философских словарях отрыв любви от потребностей вида и природного субъекта максимален. В крайнем случае, философы готовы анализировать любовь на телесно-душевном уровне (но не просто телесном). Наиболее тесно связана любовь в философских определениях с потребностями субъекта нравственного: категории "уважения", "ценности личности", индивидуально-избирательный характер любви, направленность на личность, идею. В психологических словарях отмечается физиологическая обусловленность любви (связь с сексуальными потребностями), но внимание акцентируется на потребностях культурного и нравственного субъекта ("эмоционально-ценностное отношение", "представленность личностно значимыми чувствами"). Подчеркивается связь любви с потребностями субъекта и стремление человека к ответной любви. Показательно, что ни в одном определении любовь не связывается с потребностями организма или исключительно потребностями вида и природного субъекта. Определения любви даются в социальном контексте и выходят на уровень личностной детерминации любви.

Страницы: 1 2 3 4 5


Этнопсихологическое исследование различий в сфере внимания у школьников русской и татарской национальности.
Таблица №1. Данные, полученные в результате исследования концентрации и устойчивости внимания представителей татарской и русской национальности. Методика «Расстановка чисел» Методика Мюнстерберга Русские Татары Русские Татары 11 18 9 14 11 17 4 12 14 21 10 10 12 15 ...

Особенности развития познавательной деятельности младших школьниковю Психологические новообразования в младшем школьном возрасте
Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действи ...

Программа Е.Н.Лебеденко «Развитие самосознания и индивидуальности»
Программа, «Какой Я?». Развитие самосознания и индивидуальности. Цель программы направлена на развитие самосознания и индивидуальности, эмоциональной сферы и индивидуальных способностей, коммуникативных навыков и социальной активности. Автор предлагает программу, которая предназначена для проведения групповых и индивидуальных занятий с ...