Psfine

Позитивная психология

Методика исследований
Страница 1

В ходе исследования было использовано четыре вида тестов для определения:

– объема кратковременной памяти;

– объема образной кратковременной памяти;

– возможности памяти при разных способах запоминания;

– объема внимания.

Выявление объема кратковременной памяти.

В течение 1 минуты испытуемый внимательно читает предложенный тест из 25 слов. Затем в течение 5 минут записывает все слова, которые ему удалось запомнить в любом порядке. Слова для теста: сено, ключ, самолет, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолет.

Каждое слова 1 балл. По сумме балов определяем, к какой категории относится объем памяти испытуемого (таблица 1).

Таблица 1 – Определение характеристик объема памяти

Число баллов

Характеристика памяти

6 и меньше

Объем памяти низкий

7-12

Объем памяти чуть ниже среднего

13-17

Объем памяти хороший

18-21

Объем кратковременной памяти отличный

Свыше 22

Память феноменальна

Определение объема образной кратковременной памяти.

Испытуемому предлагается в течение 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой ему таблицы. Затем в течение 1 мин он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать). В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ).

Тест, используемый для определения объема образной памяти представлен на рисунке 1. По сумме балов определяем, к какой категории относится объем памяти испытуемого (таблица 2).

Рисунок 1 – Тест для определения объема образной памяти

Таблица 2 – Определение характеристик объема образной памяти

Число баллов

Характеристика памяти

5 и меньше

Объем кратковременной памяти ниже нормы

Свыше 6

Объем кратковременной памяти в норме

Определение объема памяти при механическом и логическом запоминании.

Исследователь зачитывает испытуемому ряд слов из логического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова. Через 3-4 мин экспериментатор вновь зачитывает испытуемому ряд слов и механического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова.

Слова для логического запоминания – сон, умывание, завтрак, дорога, университет, пара, звонок, перерыв, зачет, дискотека.

Слова для механического запоминания – квартира, елка, звезда, парус, керосин, бомба, слон, угол, вода, шлейф.

В результате сравнивается какой из способов запоминания преобладает.

Определение объема внимания.

Испытуемому дают инструкцию с заданием: «В каждом квадрате в случайном порядке «разбросаны» числа от 101 до 136. Вам предстоит их найти в порядке возрастания – 101, 102, 103 и т.д. Работу начинать по команде экспериментатора».

Для определения объема внимания использовался тест представленный на рисунке 2. Для оценки показателей объема внимания использовалась таблица 3.

112

105

117

126

102

123

122

127

109

119

131

108

107

115

134

124

104

116

132

136

101

111

135

128

118

129

114

130

133

120

103

110

121

125

113

106

Страницы: 1 2


Таблица-схема «Постулат непосредственности» и способы его преодоления в различных психологических школах [11, 18]
Психологические школы Основные методологические принципы Способы преодоления «постулата непосредственности» Ассоцианистическая психология Принцип непосредственности. Согласно основным положениям представителей этого течения, все содержание нашей пихики определяется на основе непосредственной связи, ассоциации между наши ...

Зависимость развития дисциплинированности от содержания служебной деятельности сотрудников ОВД
Психологический анализ деятельности требует четкого знания основных функций, задач и требований к деятельности различных подразделений органов правопорядка. Задачами милиции являются: -обеспечение личной безопасности граждан; -предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; -раскрытие преступлений; -охран ...

Теоретические подходы к исследованию общения
Информационные подходы базируются на трех основных положениях: 1) содержание информации может быть преобразовано в различные символы; 2) человек является своеобразным экраном, на который «проецируется» передаваемая информация после ее восприятия и переработки; 3) существует некое пространство, в котором взаимодействуют дискретные ор ...