Методика исследованийСтраница 1
В ходе исследования было использовано четыре вида тестов для определения:
– объема кратковременной памяти;
– объема образной кратковременной памяти;
– возможности памяти при разных способах запоминания;
– объема внимания.
Выявление объема кратковременной памяти.
В течение 1 минуты испытуемый внимательно читает предложенный тест из 25 слов. Затем в течение 5 минут записывает все слова, которые ему удалось запомнить в любом порядке. Слова для теста: сено, ключ, самолет, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолет. https://investkrsk.ru объем инвестиции в экономику красноярского края.
Каждое слова 1 балл. По сумме балов определяем, к какой категории относится объем памяти испытуемого (таблица 1).
Таблица 1 – Определение характеристик объема памяти
|
Число баллов |
Характеристика памяти |
|
6 и меньше |
Объем памяти низкий |
|
7-12 |
Объем памяти чуть ниже среднего |
|
13-17 |
Объем памяти хороший |
|
18-21 |
Объем кратковременной памяти отличный |
|
Свыше 22 |
Память феноменальна |
Определение объема образной кратковременной памяти.
Испытуемому предлагается в течение 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой ему таблицы. Затем в течение 1 мин он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать). В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ).
Тест, используемый для определения объема образной памяти представлен на рисунке 1. По сумме балов определяем, к какой категории относится объем памяти испытуемого (таблица 2).
Рисунок 1 – Тест для определения объема образной памяти
Таблица 2 – Определение характеристик объема образной памяти
|
Число баллов |
Характеристика памяти |
|
5 и меньше |
Объем кратковременной памяти ниже нормы |
|
Свыше 6 |
Объем кратковременной памяти в норме |
Определение объема памяти при механическом и логическом запоминании.
Исследователь зачитывает испытуемому ряд слов из логического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова. Через 3-4 мин экспериментатор вновь зачитывает испытуемому ряд слов и механического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова.
Слова для логического запоминания – сон, умывание, завтрак, дорога, университет, пара, звонок, перерыв, зачет, дискотека.
Слова для механического запоминания – квартира, елка, звезда, парус, керосин, бомба, слон, угол, вода, шлейф.
В результате сравнивается какой из способов запоминания преобладает.
Определение объема внимания.
Испытуемому дают инструкцию с заданием: «В каждом квадрате в случайном порядке «разбросаны» числа от 101 до 136. Вам предстоит их найти в порядке возрастания – 101, 102, 103 и т.д. Работу начинать по команде экспериментатора».
Для определения объема внимания использовался тест представленный на рисунке 2. Для оценки показателей объема внимания использовалась таблица 3.
|
112 |
105 |
117 |
126 |
102 |
123 |
|
122 |
127 |
109 |
119 |
131 |
108 |
|
107 |
115 |
134 |
124 |
104 |
116 |
|
132 |
136 |
101 |
111 |
135 |
128 |
|
118 |
129 |
114 |
130 |
133 |
120 |
|
103 |
110 |
121 |
125 |
113 |
106 |
Основные стратегии организации профориентационной помощи
Традиционно выделяют две основные стратегии (подходы) в профессиональном самоопределении: диагностическую (диагностико-рекомендательную) и развивающую. Но можно представит и несколько дифференцированные направления работы, разбив их условно на две группы: допустимые подходы и недопустимые (нежелательные) подходы.
Допустимые стратегии: ...
Причины возникновения и развития защитных механизмов
Откуда же берутся разные типы защиты? Ответ парадоксален и прост: из детства. Ребенок приходит в мир без психологических защитных механизмов, все они приобретаются им в том нежном возрасте, когда он плохо осознает, что делает, просто пытается выжить, сохранив свою душу.
Одним из гениальных открытий психодинамической теории было открыти ...
Методы изучения
Экспериментальное
В качестве примера исследовательского метода приведем пример исследования непроизвольного запоминания В.П. Зинченко.
Цель исследования - установить зависимость непроизвольного запоминания от особенностей деятельности.
Испытуемые - старшие дошкольники.
Оборудование -15 карточек с изображением знакомых предметов. В п ...
