Анализ и интерпретация результатов исследованияСтраница 3
Табл.5
Показания по третьему видеоряду также не сходятся с двумя предыдущими. Флегматики занимают лидирующую позицию как по показателям недооценки, так и по точному измерению. Переоценивают же временной интервал меланхолики. У холериков также высокий уровень безошибочной оценки, а сангвиники в данном испытании занимают среднее положение по всем показателям.
Таким образом, видно отсутствие какой-либо ярко выраженной тенденции определенного типа темперамента к определенному искажению или отсутствию оного в восприятии времени. В большей степени искажение восприятия зависит от содержания временного интервала, а не от типологических особенностей личности. Хотя достаточно достоверно прослеживается общая тенденция к переоценке, на которую указывали данные в табл.1. Не следует забывать, что разное количество представителей каждого из четырех классических типов темперамента не позволяют обобщить эти данные на генеральную совокупность. Исследование проводилось на выборочной совокупности, представленной 52 студентами 1 года обучения по специальности «психология» в возрасте 18-19 лет, и полученные данные можно рассматривать только на этой выборке. Проведение более масштабных исследований с привлечением других категорий граждан позволит подтвердить или опровергнуть полученные результаты и выявить статистическую значимость/незначимость влияния эмоционального содержания деятельности и темпераментальных особенностей личности на точность оценки длительности временных интервалов.
Выводы
Полученные после проведения исследования данные позволяют сделать несколько общих выводов:
1) Имеет место общая тенденция к переоценке длительности предъявляемого стимула вне зависимости от эмоционального содержания. Точная оценка интервала наблюдается у меньшего числа испытуемых и носит характер случайных и исключительных данных.
2) Сами по себе шкалы экстраверсии-интроверсии и нейротизма, оцениваемые при помощи теста Айзенка, не связаны с оценкой восприятия временных интервалов и не оказывают на нее никакого искажающего влияния (равно как и корректирующего).
3) Не выявлена строгая зависимость ошибки в оценке длительности предъявляемого материала и принадлежности испытуемого к определенному типу темперамента, хотя можно проследить некоторые особенности типов в зависимости от эмоциональной окрашенности стимула.
Тренинг личностного роста для подростков и его особенности
Подростковый возраст называют критическим возрастом. Более точно выделять подростковый кризис как переход от младшего школьного возраста к собственно подростковому. Другой нормативный возрастной кризис датирует переход от подросткового к младшему юношескому. Одной из психологических задач подросткового возраста является формирование Я-к ...
Этнопсихологическое исследование различий в сфере
внимания у школьников русской и татарской национальности.
Таблица №1. Данные, полученные в результате исследования концентрации и устойчивости внимания представителей татарской и русской национальности.
Методика «Расстановка чисел»
Методика Мюнстерберга
Русские
Татары
Русские
Татары
11
18
9
14
11
17
4
12
14
21
10
10
12
15 ...
Особенности подросткового возраста как фактор риска развития зависимости от
психоактивных веществ
Подростковый возраст с давних пор считается фактором, способствующим развитию алкоголизма и токсикомании. В подростковом возрасте, в периоде полового созревания, поведение в значительной степени определяется характерным для этого периода жизни реакциями: эмансипации, группирования со сверстниками, увлечениями (хобби), имитации и формиру ...
