АффектыСтраница 2
Рис. 4.
Линии изображают два типа астенической формы: типы астенической формы были бы совершенно подобны, с той только разницей, что кривая находилась бы ниже абсциссы. Тип А, а также и подобный ему отрицательный тип соответствует всем аффектам, которые происходят от внезапного восприятия извне: это, следовательно, самая обыкновенная форма аффекта, особенно аффектов восприятия, которые возникают, например, при виде какого-нибудь предмета или при получении известия. Сюда же следует отнести и гнев и испуг, причем первый возбуждающего, а второй угнетающего характера. Тип В соответствует аффектам, похожим на настроения, которые вырастают понемногу из внутренних мотивов, особенно из размышлений с сопровождающими их чувствами. Эти аффекты — удовольствие, надежда или при отрицательной кривой — забота, горе, печаль. Если аффект длится более продолжительное время, то эти простые формы течения осложняются, так что получается не одно связное движение вверх и вниз, а возобновляющееся несколько раз или даже перемещающееся движение аффекта, а в некоторых случаях даже движение, колеблющееся между двумя противоположными настроениями. Возобновляющийся тип изображен при помощи кривой С. Колеблющиеся аффекты, переходящие от возбуждения к угнетению и обратно, принадлежащие к типу D.
Рис. 5. Схематическое течение аффекта удовольствия:
«радость»
Рис. 6. Схематическое течение аффекта неудовольствия:
«гнев»
Если аффект вызывается восприятием извне, то колеблющаяся форма может быть вызвана впечатлениями, которые сначала производят сравнительно безразличные аффекты, которые, однако, легко могут развиться и в одну и в другую сторону. Это наблюдается, например, при переходе ожидания в надежду, страх или заботу.
Задача точного психологического анализа аффектов состояла бы в том, чтобы в смысле схемы, изображенной на рис. 2, разобрать типическое течение определенной формы аффекта, разложив его по трем главным факторам чувства. Понятно, что в настоящее время, когда только лишь приступили к анализу чувств, не только о полном, но даже и о приблизительном исполнении этой задачи не может быть и речи. В виде схематических примеров добытого самонаблюдением анализа аффекта приводим чертежи, изображающие течение двух аффектов: одного — удовольствия, а другого — неудовольствия. Выбираем особенно типический случай аффекта «радости», вызванного внезапными, но не длительными впечатлениями, и параллельно течение аффекта «гнева», вызванного также внезапным впечатлением (рис. 5 и 6). Значение кривых, после того что сказано раньше (см. рис. 2), не требует дальнейшего разъяснения.
Из жизни первокурсника
Итак, вы поступили в вуз. Улеглась первая бурная радость по поводу зачисления, и вы окунулись в совершенно новую жизнь, которая является для вас незнакомой, непривычной и даже, возможно, слегка пугает. Теперь вы — студент. Из художественной и мемуарной литературы, из воспоминаний старших вы знаете, что студенческая жизнь — очень интерес ...
Программа Е.Н.Лебеденко «Развитие самосознания и индивидуальности»
Программа, «Какой Я?». Развитие самосознания и индивидуальности.
Цель программы направлена на развитие самосознания и индивидуальности, эмоциональной сферы и индивидуальных способностей, коммуникативных навыков и социальной активности. Автор предлагает программу, которая предназначена для проведения групповых и индивидуальных занятий с ...
Акцентуация М-Ф измерения по типу гиперфемининного поведения у девочек
Выбор игрушек соответствует полу. Ткие девочки предпочитают спокойные игры. Невысокая активность в «полоролевых» играх создаёт впечатление слобой контурированности этой формы поведения. Таких девочек отличает конформный, зависимый, неинициативный рисунок поведения, в полоролевых играх проявляют себя подчиняемостью и принятием на себя те ...