Psfine

Позитивная психология

Аффекты
Страница 1

Аффекты занимают среднее место: с одной стороны, они составляются из чувств, а с другой, при известных условиях, входят в волевые процессы. От обыкновенных чувств аффекты отличаются, впрочем, не только тем, что соединяют сменяющие»:

чувства в одно, но обыкновенно еще и большей силой чувст. Кроме того, сильные чувства и аффекты так тесно связаны между собой, что каждое значительное усиление чувства ведет к аффект Может случиться, что аффект, вызванный интенсивным возбуждением чувств, переходит в более слабые чувства. Подобные аффект отличающиеся сравнительно небольшой силой составляющих и чувств, обыкновенно называют настроениями.

Аффектам можно дать следующее определение: это формы течения чувств, которые связаны с изменениями в течении и соединениях представлений, причем эти изменения благодаря связанным с ними чувствам, в свою очередь усиливают аффекты. Каждое более сильное чувство ведет к аффекту, причем первоначальное чувство переходит в другое; и течение этих чувств, благодаря тесной связи между субъективным и объективным содержанием нашего сознания, связано с соответствующим течением представлений.

Эти качества аффекта в сущности неизменны, какое бы ни было их содержание. Следовательно, аффект не имеет собственной качественной окраски, последняя всецело принадлежит чувствам, которые составляют содержание аффекта. Этим объясняется, что сильные аффекты, в особенности в начальной стадии, субъективно очень похожи между собой. Испуг, удивление, сильная радость, гнев сходны в том, что все представления исчезают, кроме того одного, которое является носителем чувства и совершенно заполняет всю душу. Только при дальнейшем развитии отдельные составные части выступают яснее. И тогда, после первой задержки, происходит наплыв множества представлений, которые находятся в связи с впечатлением, вызывавшим аффект, или же в сознании могут утвердиться те представления, которые с самого начала вызвали аффект. Аффекты, сопровождающиеся наплывом представлений, обыкновенно встречаются при радостном возбуждении сознания.

В нашей речи имеются различные словесные обозначения аффектов. Однако эти наименования, подобно названиям чувств, обозначают не какие-либо индивидуальные процессы, а имеют смысл родовых понятий, каждое из которых обнимает значительное число отдельных душевных волнений, отмеченных известными общими признаками. Такие аффекты, как радость, надежда, печаль, гнев и т. д., не только сопровождаются в каждом отдельном случае своеобразными представлениями, но и состав чувств, и даже характер течения чувств могут в каждом отдельном случае принимать самые различные формы. Следовательно, общие словесные наименования аффектов могут иметь в лучшем случае то значение, что они обнимают известные типичные формы течения чувств родственного содержания.

Если за основание для различения форм течения аффектов принять прилив и отлив чувств, то получаются две противоположные основные формы аффектов, аффекты «возбуждающие» и «угнетающие». Если на оси абсцисс откладывать время, а на оси ординат — интенсивность чувств, то одна из основных форм, а именно возбуждающая или стеническая, могла бы быть изображена положительной кривой, т. е. кривой, проходящей над абсциссой, а другая, угнетающая или астеническая форма — отрицательной кривой, т. е. кривой, проходящей под абсциссой.

При таком предположении каждая из двух противоположных основных форм будет иметь два существенно различных типа форм течения: тип быстро возрастающего и медленно спадающего и тип медленно возрастающего и сравнительно быстро спадающего аффекта.

Страницы: 1 2


Выводы
Обобщая полученные в ходе нашего исследования результаты, можно выделить следующие особенности профессионального и психологического развития личности обследуемых групп студентов. 1) большинство наших респондентов (78,6%) характеризуются промежуточным типом сформированности профессиональных планов. Конкретный тип характерен только для г ...

Функции Я-концепции
Функции Я-концепции выполняют важнейшую роль в организации поведения человека. От того, что человек сам о себе думает, зависит множество аспектов его жизнедеятельности: процессы адаптации, способы психологической защиты, индивидуальный стиль деятельности, общения, жизни, реакции на события и поступки других людей. Р.Бернс определяет сл ...

Сущность профессиональной ориентации молодежи
В большинстве случаев, когда человека спрашивают о том, как он представляет себе профориентацию, то он отвечает, что это когда школьников тестируют на наличие тех или иных качеств личности, необходимых для какой-либо профессии. Но на самом деле, профессиональная ориентация этим не ограничивается. Для того, чтобы понять что такое профори ...