Содержание работы руководителя и эффективный стиль руководстваСтраница 4
Сущность труда менеджеров описывают ролевые модели управления Г. Минцберга и Т. Базарова. Модели представляют деятельность менеджеров в виде ряда социальных ролей и их контекстов [5].
Г. Минцберг выделяет десять функционально-ситуативных ролей, в которых (в разной мере) выступают различные менеджеры: межличностные роли (глава организации, лидер, связующее звено), информационные роли (приемник информации, распространитель информации, представитель), роли, связанные с принятием решений (предприниматель, устраняющий нарушения, распределитель ресурсов, ведущий переговоры) [32].
Т.Ю. Базаров различает четыре роли на основе четырех основных категорий системного менеджмента: процессы деятельности, организационные структуры, ресурсы, способы деятельности [5]: управленец, организатор, администратор, руководитель.
Кроме этого, Е. Емельянов и С. Поварницына рассматривают роль менеджера в контексте модели этапов развития ролей бизнесмена, выделяя с позиции анализа психологии субъекта управления следующую цепочку: предприниматель (организация предприятия) – менеджер (управление предприятием) – инвестор (оценивание перспективности вложений) – лидер (инновации) [17].
Первые попытки выявить истоки эффективности руководства, систематизировать накопленный опыт в сфере управления и обобщить его в виде научных принципов были предприняты американским инженером Ф.У. Тейлором [44]. Тейлор сформулировал четыре важнейших фактора, влияющих на успешность деятельности менеджера, составляющих, по его мнению, «сущность научной организации управления»: выявление научных основ организации конкретного трудового процесса; тщательный отбор и последующая тренировка сотрудников и увольнение всех тех из них, которые отказываются или обнаруживают свою неспособность применять наилучшие методы; взаимное сближение высококлассного специалиста и науки о его работе путем постоянной помощи и внимания, оказываемых ему администрацией предприятия; равномерное распределение работы и ответственности между рабочими и администрацией [44].
Успех стиля управления можно оценивать по воздействию на прибыль и издержки. При оценке надо также использовать критерии, относящиеся к задачам: по разработке продукции, организации, управлению персоналом (продолжительность отсутствия, удовлетворенность работой, готовность к перемене работы, чувство собственного достоинства, творческие качества, инициативность, готовность к учебе) [11].
Теоретическая часть. Психология как наука
История развития.
Предпосылки научных воззрений на психику возникли в древнем мире (Индия, Китай, Египет, Вавилон, Греция, Грузия) в противовес религиозно-мифологическому представлению о душе как особой сущности, внешним и случайным образом связанной с телом. Древнегреческими врачами Алкмеоном, Гиппократом, и др. было открыто, что орга ...
Я-концепции как структурный элемент СУМ. Понятие
Я-концепции
Термин «Я-концепция» (на английском «self-conception», дословно «концепция себя») появился в русскоязычной психологической литературе сравнительно недавно. Ранее в таком же значении использовались термины «образ себя», «самосознание». Я-концепция - это все, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, все свойст ...
Основы экстремальной подготовки специалиста БЖД
Экстремальная подготовленность основана на профессионально- психологической и профессионально-педагогической подготовке.
Одной из задач их выступает экстремальная подготовка, подготовка к действиям в экстремальных ситуациях. Профессионалу, не прошедшему курс экстремальной подготовки, приходится на опыте приобретать умение действовать в ...