Psfine

Позитивная психология

Материалы » Последствия социальной депривации у детей » Исследование психологического статуса детей раннего возраста.

Исследование психологического статуса детей раннего возраста.
Страница 1

Психологический статус – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и то же человек может иметь разный психологический статус.

Ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, они проявляются косвенно – через отставание в развитии, капризность, агрессивность и прочее. Это требует активности со стороны самого психолога для выявления психологических проблем у детей. Для этого мы используем лист «психологический статус ребенка» (приложение №5), где указывается дата обследования и возраст ребенка, устанавливается примерный интеллектуальный возраст и уровень возможностей:

- интеллект;

- внимание и память;

- восприятие;

- двигательная сфера;

- эмоционально-волевая сфера и свойства нервной системы;

- сфера общения.

Уровень развития ребенка по отношению к фактическому возрасту определяется по «Методике диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста» Пантюхиной Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л.

Обследование проводится при поступлении ребенка, а затем в эпикризные сроки.

Например.

I. Испытуемый Юра К. поступил в Специализированный дом ребенка 10.01.03 в возрасте 3 лет. (Поступил из социально неблагополучной семьи).

Диагноз: гипердинамический синдром, отставание в развитии резидуально-органического генеза. Микросоциальная запущенность.

Данные анамнеза: мать, 27 лет, работает периодически, уборщицей, страдает хроническим алкоголизмом, с семьей не живет, ребенком интересуется мало. Отец - 38 лет, шофер, лишенный водительских прав, конфликтный, агрессивный, страдает хроническим алкоголизмом. С 2-х меся­цев ребенок живет с бабушкой, которая имеет образование 7 классов, работает уборщицей.

Ребенок от 2 беременности с токсикозом 1 половины, на фоне злоупотребления алкоголем (от 1 беременности сводная сестра, которая живет с родителями матери). До 2-х месяцев ребенок жил с матерью, далее жил с бабушкой. Режим дня не соблюдался, засыпал ребенок только в при­сутствии бабушки. Дома скандалы, отец приходил пьяный, буйный, часто дрался.

До года ребенок был возбудимый, наблюдался сон «на корточках», кричал во сне, сосал простыни, угол подушки.

Психический статус: порог стигматизации превышен. Асимметрия носогубных складок. Слабость конвергенции. Двигательно расторможен. Залезает на стол, на окна. Стучит головой об стену. При отказах кричит, кусается, дерется. Раннее двигательное и речевое развитие с незначитель­ной задержкой. Фраза резко косноязычна. Амбидекстрия. К детям и взрослым тянется, но агрессивен, конфликтен при неудовольствии, фон настроения не снижен.

Психолого-педагогическая характеристика: в контакт вступает легко, инструкцию понимает, выполняет. Фон настроения веселый, к детям тянется, играет с ними. Плаксив, но быстро успокаивается. Бывает агрессивен, драчлив. Внимание неустойчивое, со слабой переключаемостью. Быстро утомляется на занятиях, при этом проявляется двигательное беспокойство.

Познавательный уровень. Форму, величину сличает, дает по слову. Цвета сличает, по слову не дает. В пространстве ориентируется. Конструирует по образцу. Пирамидку складывает с учетом величины, 3-х составную матрешку не сложил.

В деятельности сформулирована целенаправленная проба. Перенос не осуществляет. Установка на результат есть. Помощь принимает с трудом. Степень обучаемости низкая.

Процессуальной игры нет. Не заинтересован. Игрушки разбрасывает. Любит звучащие игрушки, гремящие предметы.

Заключение. Задержка психического развития, двигательная расторможенность.

2. Виктория Ж., поступила в Специализированный дом ребенка 4.06.02 в возрасте 3 мес. (Дети-«отказники», воспитывающиеся с рождения в доме ребенка)

Диагноз: резидуально-органическое поражение ЦНС и ММД. Общее расстройство психологического развития.

Данные анамнеза: мать, 17 лет, страдает наркоманией, живет в социально не благополучной семье. Отказалась от ребенка в роддоме. Данные об отце в актовых записях отсутствуют.

Ребенок от 1 беременности с токсикозом 1 половины, на фоне злоупотребления алкоголем, наркотиками.

Психолого-педагогическая характеристика: для своего возраста ребенок недостаточно понимает словесную инструкцию взрослого. Охотно контактирует с окружающими взрослыми и детьми. Привязчива. На лице постоянная «социальная улыбка». Плаксива. Внимание неустойчивое, со слабой переключаемостью. Быстро утомляется на занятиях. при этом проявляется двигательное беспокойство.

Страницы: 1 2


Почему бы не помочь себе?
Если человек оказывается в незнакомой местности, он обращается к другим людям за помощью и спрашивает, как найти дорогу. Логично было бы предположить, что и первокурсник, не имея "карты местности", активно интересуется, как выйти на нужное направление: задает вопросы преподавателям, обсуждает свои проблемы с однокурсниками, ко ...

Этап психологического расслоения.
Модель «Глина». На этом этапе совместная деятельность, общение сближают людей. В результате появляются спонтанные группы (микрогруппы ) на основе общих интересов, симпатий. Выделяются активные, явно лидирующие члены группы. Наблюдается психологическая притирка и формирование общегрупповых ценностей. Сложность этого этапа в том, что ...

Влияние взрослых на формирование самооценки ребенка
В детстве Я-концепция является еще не сложившейся, слабо структурированной, слабо защищенной и легко поддающейся влияниям. Поскольку круг общения в детстве ограничен в основном, семьей, то семья оказывается первым и наиболее важным фактором, влияющим на формирование Я-концепции, и самооценки, в частности. В детстве возможности выбора кр ...