Psfine

Позитивная психология

Материалы » Причины, диагностика и коррекция одиночества личности » Результаты коррекции состояния одиночества

Результаты коррекции состояния одиночества
Страница 1

Методика коррекции состояния одиночества была апробирована на двух тренинговых группах. Общее количество обследуемых составило 20 человек, в том числе 10 мужчин и 10 женщин. Возраст участников от22 до 44 лет. Часть группы были мужчины и женщины в недавнем разведенные, часть социально слабо адаптируемые, хронически переживающие одиночество. Групповые занятия раз в неделю сочетались с индивидуальными консультациями, направленными на выявление индивидуальных качеств, способствующих личностному росту.

В ходе групповых тренингов предлагали ситуации социального взаимодействия, участникам которых предлагали сыграть определенные роли в трансакциях и проанализировать собственное поведение и поведение партнера. Целью являлось научение клиентов навыкам социального взаимодействия с постепенным углублением качества и продолжительности контактов.

Одним из препятствий эффективного взаимодействия в группе явилось опасение участников того, что члены группы будут использованы в качестве подопытных и их необходимость определена лишь условием эксперимента. Полноценное взаимодействие было достигнуто лишь после нескольких групповых занятий. Это подтверждает предположение о взаимосвязи переживания одиночества и повышенной тревожности индивида. Не однократный неудовлетворительный опыт социальных контактов сформировал у испытуемых чувство социальной неполноценности и негативную ассоциацию «взаимодействие – неудовлетворение». Тревога по поводу возможного повторения отрицательных переживаний и послужила причиной неполноценного взаимодействия внутри группы. Самооценка основной части испытуемых оказалась заниженной, притом, что ожидаемая оценка, предполагающая результат взаимодействия адекватный потребности в признании, была на достаточно высоком уровне.

Ожидания участников были направлены на быстрое установление предпочтительных связей и получение качественной оценки, тогда как их личностные свойства, по их собственному мнению, должны восприниматься, как само собой разумеющееся. Другими словами, с высоты возраста, с багажом опыта и знаний, возможность обычных межличностных отношений и образование ни к чему не обязывающих социальных связей теряет свою актуальность, что ведет к дефициту полноценного количества социальных связей т.е. количественной оценке. Как и предполагалось, многие из участников группы не имели даже элементарных навыков установления и поддержания социальных контактов.

В ходе тренинга группа условно разделилась на две части. Одна перенимала опыт общения в группе и пыталась использовать его в реальной жизни, для другой тренинг сам по себе стал отдушиной, способом получения недостающей оценки, методом успокоения. Индивидуальные консультации позволили выяснить, что часть клиентов связывало свое субъективное переживание одиночества с ситуацией в семье, ища объективные причины в воспитании, другие характеризовали семью, как расслабляющий и восстанавливающий фактор.

Купирование одиночества у лиц, переживающих его по причине сложившихся семейных отношений, происходило труднее и дольше. Берущий свое начало в детстве и определивший стиль социальных связей, способ и вид отношений в семье, труднее поддается коррекции. Человек неудовлетворенный межличностными отношениями ищет причину в воспитании и родителях. Определяя семью и родителей, как причину собственной социальной несостоятельности, что зачастую происходит на бессознательном уровне, тем не менее, семья выбирается, как предпочтительная социальная модель. Ввиду того, что отношения внутри семьи определены и привычны, они осознаются как уютные, что и обуславливает, несмотря на обвинения находить внутренний покой внутри семьи.

Выход за рамки «семейной раковины» сопровождается стрессом из-за социального признания. В любом случае социальная адаптация предполагает изменения или деформацию личностных качеств. Клиент в значительной мере может избавиться от переживания одиночества, изменившись внешне в лучшую сторону (одежда, внешность, физическое оздоровление). Преодоление внутренней слабости, избавление от комплексов, обретение уверенности в себе реабилитирует положительные качества личности и служит мощным источником аутогенной, качественной оценки. Дополнительное внимание со стороны противоположного пола, коллег по работе, знакомых нейтрализует дефицит количественной оценки и повышает уровень самоуважения и социальной адаптации.

Групповая терапия обладает возможность раскрытия недостатков, неполноценности восприятия, взаимодействия внутри социума и в то же время культивирования давно не применяемых положительных качеств. Для части испытуемых одиночество являлось индикатором собственной несчастности. Гипертрофируя одиночество, пользуясь его эмоциональными атрибутами, клиенты, таким образом, провоцировали внимание к себе в виде сопереживания, отвержения и обсуждения собственных качеств. Используя подобную модель общения, и играя в ней роль страдающей жертвы, индивид сполна удовлетворял ожидаемую оценку во всех ее качествах. Терапия таких клиентов происходила наиболее тяжело. Разорвать эту самодостаточную цепь не значит избавиться от одиночества. Положительные результаты были достигнуты лишь в случае, когда положительные эмоции и переживания одиночества были замещены положительными эмоциями от переживания счастья. Признание индивидуальных качеств никак не связанных и не напоминающих об одиночестве, поощрение социальных контактов, формирование положительных эмоций от сотрудничества и взаимодействия, определило новый условный рефлекс – «взаимодействие – удовлетворение». Очень важным и ценным в подобных случаях является факт появления значимого предпочитаемого партнера.

Страницы: 1 2


Практические рекомендации социальному педагогу по коррекции межличностных взаимодействий подростков в классном коллективе
Всю работу социального педагога можно условно разделить на три направления: 1.Индивидуальная работа с учащимися: проведение бесед, тренингов и др. с целью повышения самооценки подростка, его самоутверждения в классе, укрепления чувства «мы». При проведении индивидуальной работы необходимо учитывать требования: Безопасный диалог возмо ...

Техника скрещивания якорей
1. Берем триггер и накладываем якорь (на одном колене). 2. Берем ресурсное состояние. Его мы якорим на другом колене. 3. После того, как мы наводим якоря до совершенства – мы нажимаем сразу на два колена. Холодное с горячим – теплое. Проблема: если ресурсное состояние +3, проблемное состояние -10, то итог -7. Для этого используют тех ...

Психология допроса и других следственных действий в судебном следствии
Как отмечают известные судебные деятели, искусство судебного следствия гораздо сложнее, чем искусство произнесения судебной речи. (Да и сама судебная речь может быть основана лишь на фактах, установленных в судебном следствии.) Допрашиваемые в суде лица – «величины сомнительные». Они могут отказаться от показаний, данных на предваритель ...