Psfine

Позитивная психология

Введение

Работа посвящена актуальной проблеме профессионального и личностного самоопределения современных старшеклассников.

На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Почему это происходит? Даже несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведений с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего. Наличие образования уже не обеспечивает автоматически профессиональную карьеру, даже просто получение работы. По данным органов управления образованием, значительная часть выпускников школ не имеет сформированных планов профессионального самоопределения и не делает осознанного выбора профессии. Выпускники нередко весьма смутно представляют содержание профессий, потребность в них, путь из освоения, возможности трудоустройства.

Особого внимания в сложившейся ситуации требуют учащиеся старших классов, находящиеся накануне выбора профессии и места учёбы или работы, так как действующие учебные программы не учитывают современных потребностей рынка труда.

Как показывают исследования, учащиеся не получают знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодые люди не готовы конкурировать и быть субъектом на рынке труда.

В настоящее время в системе непрерывного образования отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости.

Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых и не из легких.

Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и психологическое здоровье, радость и счастье.

В настоящей работе предпринята попытка: рассмотреть теоретические аспекты профессионального и личностного самоопределения старшеклассников, определить их сущность и взаимосвязь на данном возрастном этапе; осветить содержание, основные формы и методы работы психолога по психологическому сопровождению профессионального и личностного самоопределения на данном возрастном этапе.

Цель

: изучение особенностей психологического сопровождения личностного и профессионального самоопределения старшеклассников.

Объект:

процесс психолого - профориентационной работы.

Предмет

: содержание, методы и условия профессионального консультирования, направленного на выбор профессии подростками.

Задачи исследования:

-охарактеризовать возрастные особенности старшеклассников и их влияние на профессиональное и личностное самоопределение;

-изучить научные и теоретические аспекты профконсультационной работы со старшеклассниками;

-описать содержание, методы и условия психологического сопровождения личностного и профессионального самоопределения старшеклассников.

Методы

: теоретические:

- анализ и синтез методологической, психологической литературы по вопросам психологических особенностей формирования личности подростков, профессиональной ориентации старших подростков, инструкций и методических рекомендаций по проблемам исследования.


Теоретические подходы к проблеме изучения социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна в семье. Причины и особенность заболевания в отечественной и зарубежной литературе
Синдром Дауна - врожденное нарушение развития, проявляющееся умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими физическими аномалиями. Это одна из наиболее распространенных форм умственной отсталости; ею страдает примерно 10% больных, поступающих в психиатрические лечебницы. На основе достижений последних десятилетий в области ...

Анализ и оценка результатов диагностики тревожности у детей подросткового возраста на формирующем этапе эксперимента
После разработки и использования практических рекомендаций по коррекции агрессивности проявляющейся у мальчиков и девочек подросткового возраста была проведена контрольная диагностика. Таблица 6. Результаты методики «Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса» диагностирующей уровень и характер тревожности связанной со ш ...

Теоретические основы исследования проблемы межличностных отношений подростков с девиантным поведением. Возрастные психологические особенности подростков с девиантным поведением
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, когда выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, вызывающий характер его поведен ...