Psfine

Позитивная психология

Материалы » Определение самооценки младших школьников методом сравнения оценки и самооценки » Психолого–педагогические рекомендации учителям начальных классов

Психолого–педагогические рекомендации учителям начальных классов

В настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Это, в свою очередь, предполагает становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без развития у него объективной и содержательной самооценки, которая является частью фундамента для дальнейшего самопознания и самообразования. Современная школа призвана разрешить противоречие между социальной и личностной значимостью формирования самооценки и низким уровнем ее сформированности в младшем школьном возрасте.

В учебной деятельности у младшего школьника осуществляется самопознание. Результаты учёбы оцениваются окружающими и поэтому определяют положение школьника среди них, от чего завися его самочувствие и психологический комфорт. Теперь уже в учебной деятельности ребёнок познаёт себя, у него складываются представления о себе и самооценка (схема):

Самооценка

Представления о себе

Младший школьник

Отношение

Умеет анализировать свои поступки.

Затрудняется видеть в себе существенные качества, анализировать свои поступки.

Не стремиться заглянуть в свой внутренний мир.

Больше ориентированы на знание о себе, чем на оценку взрослых.

Число осознаваемых качеств относительно невелико.

Представление о себе неустойчивое. Самооценка неадекватная.

Быстро учится навыкам самоконтроля.

Необходимо руководство по формированию навыкам самоконтроля.

В практической деятельности с трудом ориентируется на свои возможности.

Формируется

В оценке деятельности самим ребёнком

В общении с другими людьми

Воспитывая у учащихся здоровую самооценку, учитель воспитывает у них умение учиться. Здоровая самооценка это:

спокойная уверенность в себе;

спокойная самокритичность.

Самооценка младшего школьника вырабатывается на основе критерия оценивания учебных работ, очень чувствительна к учительским оценкам. Поэтому учитель должен учитывать, что:

конкретная самооценка ученика развивается на фундаменте положительной общей самооценки (базисное принятие ученика);

конкретная самооценка должна быть адекватной, осознанной, дифференцированной.

сформировать адекватное детское самооценивание помогает возможность самим учащимся оценивать свои работы.

помимо, развития самооценки неотъемлемой частью работы педагогов является оценка знаний, умений и навыков учащихся. Наполняя балл содержанием, учитель должен опираться на три основных принципа:

- каждое усилие ученика должно оцениваться отдельно;

- выработка четких критериев отметки, где каждая из ее составляющих оговаривается с детьми, вырабатываются либо общие критерии оценивания, либо учитель оговаривает и объясняет детям критерии, выработанные им самим для проверки работы;

- детская самооценка предшествует оценке взрослого.

5. необходимость использования прогностической самооценки:

- когда ребёнок оценивает себя до выполнения задания, затем соглашается или не соглашается сам с собой после его выполнения;

- когда ребёнок оценивает себя до выполнения задания, а затем ещё раз – после учительской проверки.

Необходимость и важность проводимой в этом направлении работы должна разъясняться и на родительских собраниях. В тех случаях, когда ученики не получали отметки по итогам полугодия, родителям необходимо выдавать характеристики учащихся. По ним родители могут получить точное представление о личностном росте ребенка в плане его работоспособности, активности на уроке, мотивации к учебе, прилежания, уровня овладения материалом по предметам (с четкой градацией ЗУН внутри каждого предмета). Также определяется общий уровень интеллектуального развития (начитанность, кругозор, способность к анализу и синтезу полученных ранее представлений), уровень соблюдения дисциплинарных требований школы, взаимоотношений с одноклассниками, способности к общению со взрослыми и т.д. Характеристика позволит родителям оценить успехи ребенка, а при необходимости вместе с педагогом определить пути преодоления возникающих проблем.

Проведя обработку данных полученных в ходе эксперимента, необходимо подвести итог о проделанной работе. Итак, обнаружилось, что у учащихся начальной школы преобладает устойчивая, адекватная самооценка. В ходе работы, были даны психолого-педагогические рекомендации, которые помогут учителям контролировать развитие здоровой личности ребёнка и формировать у него адекватную самооценку.


Рекомендации
При назначении на руководящую должность необходимо учитывать уровень стрессоустойчивости кандидата на эту должность. Формирование резерва на руководящие должности должно проходить с учетом показателя стрессоустойчивости. Необходимо обучать руководителей всех уровней и направлений, а так же резерв на руководящие должности, по специальн ...

Изучение межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью при помощи методики «рисованный апперцептивный тест» (рат)
Тематический апперцептивный тест (Thematic Apperception Test, ТАТ) – проективная методика исследования личности. Одна из старейших и наиболее распространенных в мире. Создана Х. Морган и Г. Мюрреем в 1935 г. Впоследствии методика становится более известной под именем Г. Мюррея, который внес весомый в клад в ее разработку. Стимульный мат ...

Результаты исследования
Проведем психологическое тестирование по ГИТ учащихся третьих и четвертых классов, обучающихся по разным образовательным программам. Результаты психологического тестирования детей по ГИТ в начальных классах следующие. Таблица 1 Средние значения исследуемых классов по ГИТ С/тесты 1 2 3 4 5 6 7 Общий итог ...