Psfine

Позитивная психология

Материалы » Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы » Теоретические основы организации преднамеренного восприятия другого в младшем школьном возрасте

Теоретические основы организации преднамеренного восприятия другого в младшем школьном возрасте
Страница 3

Восприятие и понимание личности другого человека постоянно сопровождаются возникновением у познающих этого человека людей тех или иных чувств. Отмечая эту особенность, А.Н.Радищев указывал, что люди в процессе взаимодействия сопереживают друг другу, вызывают друг у друга тот или иной эмоциональный отклик: «Человек сопечатлится человеку, равно он ему и совеселится» [21, с.309].

Третье условие. Для того чтобы правильно воспринять и оценить человека, необходимо внимательно наблюдать за его поведением в тех ситуациях, где он больше всего раскрывает себя как личность. Эти ситуации должны отвечать следующим требованиям:

а) быть таким, в которых поведение человека направлено на достижение целей, соответствующих его наиболее важным жизненным мотивам и потребностям.

б) эти ситуации должны быть связаны с преодолением серьезных препятствий на пути достижения желаемой цели. Среди этих препятствий должны помимо прочего находиться люди, чьи интересы не полностью совпадают с интересами данного человека.

в) соответствующие ситуации должны включать в себя три основные сферы человеческой деятельности: учение, общение и труд, т. к. в каждой из них проявляются существенные и разные стороны личности.

И четвертое условие, влияющее на характер восприятия человека человеком, заключается в том, что наблюдения за человеком с целью его оценки должны проводиться по определенному плану. Для того чтобы получить необходимые для обобщения сведения о личности человека, желательно в общении с ним и в процессе наблюдения за ним обратить внимание на то, что он говорит, как говорит, каким образом реагирует на действия и поступки других людей.

Если возможно, то нужно воспользоваться суждениями других людей о воспринимаемом человеке, т. к. мы не в состоянии постоянно находиться рядом с другим человеком, а значит, можем правильно воспринимать и оценить в человеке только отдельные черты.

«Трудно придумать более дьявольское наказание, - писал У.Джемс, - как если бы кто-нибудь попал в общество людей, где никто на него не обращал бы внимания. Если бы всякий при встрече с нами намеренно не узнавал нас и обходился с нами, как с неодушевленными предметами…»

В этом высказывании схвачена не только потребность человека во внимании к себе людей, но и в определенном отношении. Оно же не в последнюю очередь зависит от того, насколько правильно воспринимают и оценивают люди.

Однако, как показывает анализ педагогической и психологической литературы, существуют факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей [17, с.493-499]. Основные из них:

1. Неумение различать ситуации общения по таким признакам как:

а) цели и задачи общения людей в данной ситуации;

б) их намерения и мотивы;

в) формы поведения, подходящие для достижения поставленных целей;

г) состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними.

2. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания им другого человека.

3. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории, и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

4. Стремление делать преждевременное заключение о личности оценивающего человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация.

5. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих по естественным причинам со временем. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанное суждение о человеке не меняется, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

6. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей в оценках личности, стремление полагаться только на собственные впечатления о человеке, отстаивать его.

В процессе организации преднамеренного наблюдения следует учитывать следующие заблуждения, выделенные Р.С.Немовым [17, с.493-499]:

а) Ошибочным является представление человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и поведение. Нельзя на основе внешнего облика судить о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее преднастраиваться на определенные формы поведения по отношению к соответствующему человеку.

Страницы: 1 2 3 4


Методы аналитической психологии К.Г. Юнга
Надо заметить, что сам Юнг возражал против превращения лечения в сугубо техническую или научную процедуру, утверждая, что практическая медицина есть и всегда была искусством; это относится и к анализу. Поэтому нельзя говорить о методах аналитической психологии в строгом смысле. Юнг настаивал на необходимости оставлять все теории на поро ...

Технологии достижения целей (модели стратегичности в НЛП)
Способы рассмотрения и достижения целей: 1. модель «ТОТЕ». Т – тест О – результат Е – выход Кибернетическая модель достижения цели включает в себя четко сформулированную цель, механизм обратной связи, который показывает нам, насколько далеко мы вышли за допустимые рамки, а также некоторые средства последовательной корректировки курса, ...

Основные мыслительные операции
Процесс решения задач, несомненно, является моделью, с наибольшей полнотой отражающей структуру интеллектуальной деятельности, и изучение особенностей этого процесса может дать существенные материалы для понимания психологии мышления человеком. В процессе мыслительной деятельности чело век познает окружающий мир с помощью особых умствен ...