Теоретические основы организации преднамеренного восприятия другого в
младшем школьном возрастеСтраница 1
Ряд исследователей (В.В.Зеньковский, Т.И.Гаврилова, Е.И.Кульчицкая, В.А.Сухомлинский) в обучении детей пониманию другого (умению определить по выражению лица, звучанию голоса, позе и т. д. состояние, настроение, самочувствие человека, особенности его отношений) видят важный механизм развития их социального опыта, социальных чувств. Они отмечают, что социальное взаимодействие, чуткость, отзывчивость основываются на формируемой уже в дошкольном и младшем школьном возрасте направленности ребенка на восприятие элементов облика другого человека. Процесс развития человека как субъекта познания другого предполагает переход от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения другого. «На этой стадии восприятие уже превращается в специфическую, теоретическую деятельность, которая включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого», - отмечает С.П.Рубинштейн [28, с.226]. Преднамеренное восприятие облика другого нуждается в специальном формировании. Случаи «социальной тупости» среди детей, по мнению известного психолога и педагога В.В.Зеньковского [7, с.163], исследовавшего психологию детства, нельзя преодолеть интеллектуальными способами. Если мы говорим детям, что нам тяжело, трудно и т. д., то наши речи действительно не вызывают никакого движения любви к нам в детях. Выслушав наши речи, они остаются равнодушными и холодными. Но если дитя замечает наше страдание, слышит его в голосе, видит в выражении лица и т. д., то без наших слов сердце его исполняется истинной и глубокой жалости.
Неумение читать по внешним признакам эмоциональное состояние другого, увидеть состояние физической и нравственной боли, удрученности блокирует развитие моральных чувств у детей. Такой вывод содержится в работах Е.И.Кульчицкой [13, с.79], исследовавшей генезис гуманных чувств детей. Отмечая, что формирование исследуемых чувств – сложнейший процесс, для которого характерна определенная этапность, автор выделил ряд психических возможностей, на базе которых осуществляется гуманизация растущего человека. Исходным образованием выступает осознанное восприятие ребенком окружающих людей. Формирование этого умения тормозится с одной стороны детским эгоцентризмом, с другой – тяготением младших школьников к героическому, идеальному и равнодушием к обычным людям в их повседневности.
Восприятие человека человеком рассматривается в психологии как непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого.
Проблема восприятия и понимания людьми друг друга нашла свое отражение в работах Р.С.Немова, А.А.Бодалева, А.А.Леонтьева, В.Н.Панферова. Согласно Р.С.Немову [17, с.493-499], существуют следующие формы восприятия и понимания человека человеком:
1. Аналитическая.
В данном случае каждый элемент внешности человека (руки, глаза, форма губ) связывается с наличием определенной личностной черты. Данный тип восприятия свойствен художникам, врачам.
2. Эмоциональная.
Здесь человеку приписываются те или иные качества личности на основе эмоционального отношения к нему. Такой тип восприятия встречается у детей, лиц женского пола, эмоционально возбудимых лиц.
3. Перцептивно-ассоциативная.
Характеризуется использованием суждений по аналогии при восприятии человека. Признаки его внешнего облика и поведенческие реакции вызывают в памяти воспринимающего образ другого человека, внешне чем-то похожего на воспринимаемого. Этот тип восприятия можно встретить у людей пожилого возраста, у тех, кто располагает достаточно большим и богатым жизненным опытом общения с разными людьми, педагогов, врачей.
4. Социально-ассоциативная.
Восприятие и оценка осуществляется на основе сложившихся социальных стереотипов, т. е. на базе отнесения воспринимаемого лица к определенному социальному типу. Такой тип восприятия встречается у руководителей, политиков, философов, социологов.
Учитывая, что для младшего школьника характерна эмоциональная форма восприятия, мы занялись изучением механизмов восприятия эмоциональных состояний другого. Надо отметить, что в настоящее время единой классификации механизмов восприятия не существует.
Специфика проявления агрессивного поведения в среднем и
старшем дошкольном возрасте
Дошкольный возраст делят на подпериоды: младший дошкольный возраст (3-4); средний дошкольный возраст (4-5); старший дошкольный возраст (5-7). Рамки семьи в дошкольном возрасте раздвигаются до пределов улицы и города. Ребенок открывает мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. У ребенка возникает потре ...
Анализ результатов
В группе «А» среднее значение ситуативной тревожности составляет 38,8 баллов, среднее значение личностной тревожности составляет 42,2 баллов. Это умеренный уровень тревожности.
Самые низкие показатели у испытуемого АГ: СТ – 34, ЛТ – 39, что составляет умеренный уровень тревожности.
Самые высокие показатели у испытуемого МД: СТ – 45, у ...
Интерактивная сторона общения. Введение
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не ...