Теоретические основы организации преднамеренного восприятия другого в
младшем школьном возрастеСтраница 2
Автор работы предлагает рассмотреть только две, считая их наиболее точными и рациональными. По мнению А.А.Бодалева, существуют следующие механизмы восприятия человека человеком [4, с.199-205]:
1) Наблюдательность – умение фиксировать в поведении человека малозаметные, но психологически значимые детали.
2) Воображение. О сущности этого механизма Б.М.Теплов писал: «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения переместись в положение другого человека, мысленно стать на его место. Подлинно чуткое и отзывчивое отношение к людям предполагает живое воображение [31, с.127-128].
3) Интуиция – способность постижения особенностей, характеризующих личность другого человека, путем непосредственного их устремления, без обоснования с помощью доказательства.
4) Эмпатия – способность личности не только правильно осознавать характер эмоционального состояния другого человека, но и умение эмоционально откликаться и подстраиваться под него. Может проявляться в двух формах: сопереживание и сочувствие.
Еще одна классификация механизмов восприятия человека человеком была предложена А.В.Петровским [20, с.45]. Она включает:
1) Идентификацию – способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе.
2) Рефлексию – это осознание субъектом того, как его воспринимает партнер по общению.
Эти процессы, идентификации и рефлексии, выступают в единстве.
3) Эмпатию – понимание эмоционального состояния другого человека, которое проявляется в форме сопереживания.
4) Механизм каузальной атрибуции – это причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения.
5) Механизм стереотипизации – это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным явлениям.
Стереотип - это сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом.
6) Эффект ореола. Общее благоприятное впечатление, оставляемое человеком, приводит субъект к положительным оценкам и тех качеств, которые не были даны в восприятии. Неблагоприятное впечатление порождает отрицательные оценки.
Чаще этот эффект наблюдается тогда, когда субъект обладает малой информацией о человеке, которого он воспринимает.
7) Механизм проецирования – неосознанное наделение другого человека собственными мотивами, приписывание ему переживаний и качеств, которые присущи самому оценивающему.
8) Децентрализация – способность человека отойти от собственной эгоцентричной позиции и воспринять точку зрения другого человека.
Таким образом, исходя из анализа представленных классификаций, можно сказать, что на данный момент в зарубежной и отечественной психологии выделено значительное количество механизмов восприятия человека человеком. Более полный и глубокий их анализ дал возможность автору работы сделать вывод, что формирование этих механизмов происходит по мере накопления растущей личностью опыта общения и совместной деятельности с разными людьми, коллективной рефлексии и в ходе анализа и обобщения данного опыта. Своевременное и умелое использование этих механизмов способствует развитию у растущего человека умения быстро и правильно интерпретировать его эмоциональное состояние, находить наиболее верную тактику взаимодействия с ним.
В данном исследовании подвергаются анализу и условия, которые в определенной степени влияют на характер восприятия человека человеком и требуют учета в работе с младшими школьниками.
Первое условие, влияющее на характер восприятия другого – это состояние эмоционального возбуждения.
Изучением влияния данного состояния на восприятие человека человеком занимался Я.Рейковски [4]. В результате его исследований была выявлена тенденция, которая выражается в более низкой оценке в этом состоянии привлекательности воспринимаемого лица, в оценке этого лица как менее дружески расположенного, а его настроения – как более худшего.
Второе условие – влияние отношения к воспринимаемому.
В.Виттрайх считает, что чувство страха по отношению к воспринимаемому, преклонение перед ним оказывает сильное влияние на воспринимающих лиц. Восприятие человека, которого испытуемые бояться, оказывается не совсем таким, как у тех, кому он безразличен.
Экспериментальное изучение взаимосвязи страхов и уровня самооценки у детей
младшего школьного возраста. Организация и методика
исследования
Целью исследования явилось изучение взаимосвязи страхов и самооценки личности у младших школьников.
Для достижения цели нами исследовались ученики 1-ых классов школы №5 города Гурьевска, в общем количестве 53 человека из них 29 девочек и 24 мальчика.
Для исследования взаимосвязи страхов и самооценки личности нами применялись надежные, ...
Приложения
1. Текст методики ШРЛТ
Инструкция к первой группе суждений о самочувствии. В зависимости от самочувствия в данный момент зачеркните наиболее подходящую для вас цифру: «1» - нет, это совсем не так; «2» - пожалуй, так; «3» - верно; «4» -совершенно верно.
1. Вы спокойны 1 2 3 4
2. Вам ничто не угрожает 1 2 3 4
3. Вы находитесь в напряж ...
Пути преодоления профессиональной деформации
Предотвратить возникновение и развитие синдрома эмоционального сгорания легче, чем бороться с его последствиями. Ведь это не внезапное поражение, а протяженный во времени процесс, в котором активно участвует и сам человек. Своевременно заметив симптомы, можно справиться с болезнью самостоятельно. А не обращая должного внимания на скверн ...
