Psfine

Позитивная психология

Материалы » Причины, диагностика и коррекция одиночества личности » Использованные методики экспериментального исследования одиночества

Использованные методики экспериментального исследования одиночества

Для диагностики субъективного переживания одиночества и определения, какие личностные качества являются основными в его формировании, были применены:

оценка и самооценка конституционных факторов личности по Р.Б. Кетеллу с дополнительными вопросом об одиночестве;

диагностика основных потребностей личности; Как бороться со страхом одиночества

определение притязаний с помощью моторной пробы Шварцландера;

метод завершения неоконченных предложений в авторской модификации.

16-факторный опросник Р.Б. Кетелла является одним из самых распространенных и апробированных методов определения личности на основе самооценки и свойств. Он относится к методам диагностики на основе самооценки и позволяет за короткое время получить достаточно полное представление об устойчивых свойствах личности. 16-ФЛО достаточно информативен для решения задачи определения зависимости переживания одиночества от оценки и самооценки личности. В используемом варианте опросника (форма С) со пять суждений, на которые предлагается выбрать один из трех вариантов ответа. С целью адаптации 16- ФЛО к задачам исследования ввели дополнительно 106 вопросов, предлагающий две возможные ситуации переживания одиночества, либо отсутствие такового вообще.

Диагностировали также основные потребности личности и степень их удовлетворенности. Пятнадцать утверждений, каждое из которых поочередно сравнивается с остальными, предъявляется сначала как возможные желания или предпочитаемые цели в виде: «Я хочу…», а потом, как реально реализуемые и фактически достигаемые результаты: «У меня получается…». Номер утверждения вносится в таблицу с использованием метода парных сравнений и после просчета балов по каждому из утверждений и их объединения по видам потребностей становится наглядно, какая из потребностей преобладает над другими, и в какой мере она удовлетворена.

Если предположить, что любой вид потребности, будь то материальные межличностные, потребность безопасности, потребность в самовыражении или в признании, и есть потребность в получении оценки, а стремление удовлетворить потребность – это стремление получить ожидаемую оценку, то сопоставляя данные, полученные при диагностике основных потребностей, с данными 16-ФЛО, возможно установить зависимость процесса возникновения и переживания одиночества от количества и качества оценки.

Уровень притязаний личности определяли с помощью моторной пробы Шварцландера с целью выявления также психической ригидности или пластичности испытуемых и возможного их влияния на переживание одиночества.

В связи с тем, что одиночество является сугубо индивидуальным переживанием и определяется разными индивидами как комплекс различных эмоций и чувств, его изучали также проективным методом завершения неоконченных предложений, адаптированных к исследованию одиночества, и характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к одиночеству. Некоторые группы предложений имеют отношения к испытываемым человеком страхом и опасениям, к имеющемуся у него чувству вины, что является очень значимым и важным показателем в исследовании одиночества, так как и страхи, и чувство вины могут затруднять получение оценки, а значит являться одним из образующих одиночество факторов.


Раскройте понятие предмета и задач общей и детской психологии. Дайте им сравнительную характеристику
Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания. Психика - это свой-во головного мозга, обеспечивающее способность отражать все процессы и явления окружающей действительности. Сознание чел-ка – высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития. Личность – это че ...

Волевые процессы
Каждый аффект представляет собой связное преемство чувств, отмеченное характером цельности. Такой процесс может иметь двоякий исход. Или аффект уступает место обычному, более или менее изменчивому и сравнительно лишенному аффективной окраски гечению чувств — такие душевные волнения, замирающие без какого-нибудь окончательного результата ...

Индивидуально-типологические особенности личности сотрудников.
Изучение личности человека является сложной и многогранной деятельностью, которая требует высокого профессионализма исследователя, прочного эмоционального контакта с человеком, основанного на дружбе и доверии, а также определенного количества времени. Руководителю для наиболее продуктивной работы всего коллектива необходимо изучать о ...