ПриложенияСтраница 25
Упражнение «Прокурор и адвокат»
Участники делятся на две группы (произвольно). Одна играет роль «прокурора», другая — «адвоката». Кто-«то из группы садится в круг по жребию или по мере психологической готовности. Группа начинает высказываться, «адвокаты» акцентируют внимание на положительных сторонах сидящего в центре, усиливают их, приводят подтверждающие примеры, а «прокуроры» аргументирование доказывают обратное, Главное — психологическое обоснование позиции.
Когда садится в центр следующий участник, обязателен ролевой обмен между подгруппами.
Упражнение «Мои слабые стороны»
Процедура выполнения та же, что и для упражнения «Сильные стороны» (смотрите занятие № 2), По 3—4 минуты каждый член группы высказывается о своих слабых сторонах, акцентируя внимание на ошибках, недостатках в сфере межличностного общения.
После выступления всех участников руководитель раздает листы бумаги для проведения «инвентаризации» этих слабых сторон, а затем собирает то, что написали члены группы для работы на последнем занятии.
Упражнение «Общение в парах»
Вся группа разбивается на пары и выполняет несколько заданий.
«Встаньте (сядьте) спина к спине и постарайтесь вести оживленный диалог о чем-то важном для вас в течение 2—3 минут, оборачиваться, разумеется, нельзя. Затем обменяйтесь впечатлениями.
«Один из вас садится на стул, другой продолжает стоять. Вновь начинается диалог, в течении 2-3 минут говорите о своих проблемах. Затем поменяйтесь позами и продолжайте диалога.
«Установите зрительный контакт, пообщайтесь без слов 2-3 минуты».
Затем вербальный обмен впечатлениями, своими ощущениями.
Пары могут быть как постоянными, так и нет.
Упражнение «Горячее кресло»
В центре стоит пустое «горячее кресло». По мере психологической готовности один из участников садится в это кресло и называет первого члена группы — значимого другого, от которого он хотел «бы получить обратную связь в полном объеме. Тот, к кому обратился сидящий в «горячем кресле», должен с полной откровенностью ответить на один-единственный вопрос: «Как я к тебе отношусь?» Сделать это нужно наиболее полно и искренне.
После ответа первого, к кому обратился сидящий в центре, такую же обратную связь дают все остальные члены группы по кругу.
Человек, сидящий в центре круга, должен стараться
-слушать как можно внимательнее, не спорить, не перебивать, не затевать дискуссий, не пытаться уточнить, что ему говорят, не требовать объективных доказательств субъективных переживаний людей.
Вариант Сидящий в «горячем кресле» сам спрашивает 3—4 человек, значимых для него, и затем его сменяет другой член группы.
Положение об обратных связях
Обратная связь — это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в «вязи с нашими отношениями, какие чувства выбывает у меня его поведение.
Особое значение следует придавать тому, чтобы человек, дающий обратные связи, опирался на свои субъективные ощущения, а не говорил о том, что из себя представляет тот, к кому он обращается. Есть очень большая разница между словами «Я чувствую раздражение, даже злость порой, когда вижу, как ты, смотришь на меня и шепчешь что-то другому» и словами «Ты настроен против меня, ты — раздражительный и злобный человек». Старайтесь, чтобы члены группы в основном использовали высказывания первого типа, совсем не употребляли второй тип.
Руководствуйтесь следующими правилами:
1. Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.
2. Если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.
3. Не давай оценок и советов.
Помни: обратная связь — это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей мере сведения о тебе в связи с этим человеком.
Говори и о том, что тебе приятно, и о том, что тебе неприятно.
Алгоритм картины будущего
1. Определите свою цель на 5 лет вперед.
2. Ярко и выпукло нарисуйте себе картину будущего:
— Кем Вы будете через 5 лет?
— Какое к этому времени Вы получите дополнительное образование?
— Каков будет Ваш ежемесячный доход?
— Как Вы будете себя чувствовать?
— Какими будут Ваши перспективы на будущее?
3. Определите, что Вы должны сд ...
Стадии развития команды
Основные стадии развития группы:
Теория развития малых групп Такмана предполагает следующие последовательные этапы формирования команды:
С точки зрения способности/замотивированности, группы бывают следующих типов:
Способная
Не способная
Замотивированная
4 | ПОЛНОСТЬЮ СПОСОБНАЯ И ЖЕЛАЮЩАЯ ВЫПОЛНИТЬ РАБОТУ
...
Рекомендации
При назначении на руководящую должность необходимо учитывать уровень стрессоустойчивости кандидата на эту должность.
Формирование резерва на руководящие должности должно проходить с учетом показателя стрессоустойчивости.
Необходимо обучать руководителей всех уровней и направлений, а так же резерв на руководящие должности, по специальн ...