Psfine

Позитивная психология

Материалы » Общая психология » Раскройте понятие личности в психологии. Охарактеризуйте структуру личности

Раскройте понятие личности в психологии. Охарактеризуйте структуру личности
Страница 5

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Становление человека как личности связано с относительно высоким уровнем нервно-психического развития, являющимся необходимым внутренним условием этого становления.

Развитие личности – это, прежде всего ее социальное развитие. Социальное развитие ведет за собой психическое развитие. Но это последнее оказывает сильнейшее влияние на социальное развитие психики, подготавливает и предвосхищает будущее общественное развитие личности, определяет его полноценность.

При исследовании развития личности для психологии исходным является положение о том, что личность развивается через системы общественных отношений. Так называемые средовые факторы, детерминирующие социально-психологическое развитие личности, начинают все более системно осмысливаться.

Личность – многоплановое, многоуровневое, многокачественное образование. Часть ее психической жизни протекает на неосознанном уровне, на уровне свободного течения ассоциаций, стихийно сложившихся побуждений, непроизвольных “движений души” и т.д Но по мере того как личность, развиваясь, овладевает все более совершенными способами преобразования окружающего мира, она все более выступает как субъект не только своего поведения, но и своего внутреннего мира, своей психической жизни. Основная характеристика субъекта – переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя.

При выделении понятия “индивид” в психологии личности, прежде всего, отвечают на вопрос, в чем данный человек подобен всем другим людям, то есть указывают, что объединяет данного человека с человеческим видом. Понятие “индивид” не следует смешивать с противоположным по значению понятием “индивидуальность”, с помощью которого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей. “Индивид” обозначает нечто целостное, неделимое. Характеризуя “личность”, также имеют в виду “целостность”, но такую, которая рождается в обществе Индивидом рождаются, а личностью становятся. (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн)

В развитии личности выделяют три следующих момента: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений. За каждым из этих моментов стоят различные и пока недостаточно соотнесенные между собой области изучения личности. Личность – объект многих экономических, политических, правовых, моральных и других воздействий на человека общества в данный момент его исторического развития, следовательно, на данной стадии развития данной общественно-экономической формации, в определенной стране с ее национальным составом.

Развитие личности представляет процесс образования усложняющихся, обогащающихся, углубляющихся связей с действительностью, накопление в мозгу потенциала действий и переживаний. Развитие личности – это развитие психики, а значит, это развитие и усложнение психических процессов и накопление опыта – психического потенциала. Опыт осуществляется в форме накопления:

1.

знаний

2.

навыков

3.

умений

4.

отношений

Характер – это каркас личности, представляющий индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в отношении к себе, к другим людям, к порученному делу.

Рассмотрим структуру личности

. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Рассмотрим набор таких черт, которые, по мнению Р.Мейли достаточно полно характеризуют личность:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Профессиональная ориентация молодежи как основа правильного профессионального самоопределения. Основные понятия в системе профессиональной ориентации
Для рассмотрения понятия «профессиональной ориентации» необходимо определить круг понятий, так или иначе связанных с профориентацией, и дать им определения. В первую очередь рассмотрим понятие «профессия ». Е.А. Климов предлагает четыре подхода к определению данного термина: 1) область приложения сил человека, то есть область, в которо ...

Трудности профессионального и психологического развития и их динамика (сравнительный анализ)
Трудность, в нашем понимании – это наличие некоего препятствия, задерживающего или усложняющего процесс достижения поставленных целей, реализацию собственных планов и процесса развития в целом. В каждом препятствии выделяют два аспекта: его объективная часть, заданная независимыми от субъекта непсихологическими причинами и субъективная, ...

Теоретические аспекты проблемы межличностного взаимодействия. Понятие общения в психолого-педагогической литературе
Общение - это процесс взаимодействия двух лиц и более, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности [34;231]. Общение понимается очень широко: как реальность человеческих отношений, которая пред ...