Заключение
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование позиции в профессиональном общении позволило на основе анализа литературы по проблемам позиции и общения теоретически обосновать понятие профессиональной позиции как особого места человека в общей с другими людьми деятельности, выделив три плана рассмотрения позиции:
§ как положения в обществе, группе, или социальной позиции (Г.М.Андреева. А.П.Асмолов и Т.Ю.Марялова, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Т.В.Сеньхо и др.);
§ позиции как отношения человека к действительности в целом или к различным ее областям, или позиции личности (Л.И.Божович, Г.Г.Граник и Л.А.Южцевая, Т.А.Загрузина, Л.В.Занина, С.А.Капустин, А.Ф.Копьев, Б.Д.Парыгии, О.Л.Романова, А.С.Спиваковская, В.А.Ядов и др.);
§ позиции как места человека в непосредственном взаимодействии, в актуальной ситуации, или ролевой позиции (А.Л.Венгер, Н.В.Верахса, Е.А.Вовчик-Блакитная, И.Д.Глячков, Е.В.Кондратьев, А.Б.Добрович, Ю.М.Жуков, А.И.Красило, В.Я.Ляудис, Л.А.Петровская, Л.Г.Федорова и др.) и рассмотрев профессиональную позицию как сплав, взаимосвязь этих планов.
При рассмотрении педагогической позиции важным является связь позиции со смысловой стороной деятельности педагога, т.к. именно позиция является определяющей для построения смысла деятельности. Важным для нас является акцент на ценностное отношение субъекта к своей деятельности. Педагогическая позиция определяет тот тип взаимодействия с ребенком, который будет реализован педагогом в его деятельности.
В личностно-профессиональной позиции педагог реализует собственные базовые ценности в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка.
Анализ мотивации деятельности педагогов дал возможность охарактеризовать профессиональную позицию в общении как симультанное представление позиций в масштабах целой деятельности, в ситуациях группового общения и в микроситуациях, связав тем самым взаимодействие говорящего и слушающего в пределах коммуникативного акта с многоаспектностью проявляющихся при этом позиций.
Речь шла о важности правильного воспитания подрастающего поколения педагогов, об их широком потенциале и огромных возможностях. При существующей системе организации учебного процесса в вузе студенты не являются субъектами профессиональной подготовки. Педагог воспитывает будущее поколение России, которое будет жить во все более усложняющихся условиях жизни, экономики.
Исследование полностью подтвердило нашу гипотезу. Как и предполагалось, для педагогов важными оказываются возможность иметь хорошие рабочие условия, материальная выгода (хороший заработок), продвижение по служебной лестнице, делать стоящую, интересную работу, быть по достоинству оцененным руководством - это проблемная область в мотивации педагога. Успешной областью является стабильность работы, престиж преподавательского труда и возможность самореализации.
В исследовании выявлены сильные и слабые стороны профессиональной позиции педагога, составлена мотивационная карта значимости и степени реализации мотивов педагогов. Намечены пути решения сложившейся ситуации на месте проблемных моментов в позиции педагога, например, значимость развития так называемых национальных проектов, получение школами грантов.
Психологический аспект чрезвычайных ситуаций. Значение
и роль морально-психологических факторов при действиях в условиях ЧС
Человек с древнейших времен испытывал постоянную незащищенность перед грозными проявлениями природных процессов. В истории цивилизации многие природные катастрофы сопровождались крупными социальными потрясениями.
Природные катастрофы вызывают тяжелые морально-психологические и социальные последствия. Гибель Помпеи в Италии в 79 г. до н ...
Объяснение и редукция в психологии
Объяснение - одна из важнейших функций научной теории и науки в целом. О. используется и в повседневном язынке Ч объяснить к.-л. явление означает сделать его ясным, понятнным для нас. В своем стремлении понять окружающий мир люди создавали мифологические системы, объясняющие события понвседневной жизни и явления природы. В течение после ...
Трансовые методики
тренинг на развитие интуиции.
Визуал:
друг на против друга
один закрывает глаза
другой закрывает глаза
мысленно обходим партнера (представляем его)
мысленно дотрагиваемся
задача партнера – определить
Слуховой образ:
закрывает глаза только принимающий, другой говорит цифры 1-3
может представить туннель, по которому транслируетс ...