Psfine

Позитивная психология

Материалы » Профессиональное и психологическое развитие личности студентов » Трудности профессионального и психологического развития и их динамика (сравнительный анализ)

Трудности профессионального и психологического развития и их динамика (сравнительный анализ)
Страница 4

Хотя все опрошенные дизайнеры утверждают, что кроме первого курса (см. раздел 2.2.5.1.) они не испытывали совершенно никаких трудностей (ни профессионального, ни личностного характера), следует еще раз обратить внимание на факт ограниченности сферы их интересов (см. раздел 2.2.4.0.), а также на феномен чрезмерной вовлеченности в профессиональную деятельность и, явно демонстративного, игнорирования своей «личной жизни» (см. разделы 2.2.1.0., 2.2.2.0. и 2.2.4.0.). Подобная ситуация, по-нашему мнению, является не только значительным фактором, затрудняющим процесс психологического развития личности, но и может стать, со временем, причиной формирования и развития ряда психологических проблем. Так, например, чрезмерная вовлеченность дизайнеров в свою работу и отсутствие других, сопутствующих интересов уводит их от реальности, что при неблагоприятном стечении обстоятельств может спровоцировать развитие глубоких смысложизненных кризисов, вплоть до суицидальных (см. раздел 2.2.1.0.). А пренебрежение респондентами своей «личной жизнью», как уже отмечалось, носит ярко выраженный демонстративный характер и находится в явном противоречии с эмоциональным типом их личности. Дело в том, что по данным, полученным в ходе интервью (что подтверждают и результаты тестов), все опрошенные девушки-дизайнеры – очень эмоциональны, чувствительны, открыты и коммуникабельны, при этом, эмоционально зависимы от отношений с близкими (см. раздел 2.2.2.0., а также прил. 4. табл. 1). Таким образом, отсутствие близких отношений, в том числе и с противоположным полом, также со временем, может стать причиной формирования и развития некоторых личностных кризисов.

Трудности второй половины обучения и перспективы дальнейшего трудоустройства

Поскольку подавляющему большинству наших респондентов еще предстоит отучиться 1-2 года (всего двое заканчивают ВУЗ в этом году), поэтому анализ возможных трудностей второй половины обучения и дальнейшего их трудоустройства следует отнести в область прогнозов и предположений. Так, например, дизайнерам и медикам осталось еще по два года, а четырем психологам один год обучения в ВУЗе.

Как уже отмечалось, опрошенные дизайнеры не предвидят никаких трудностей ни в оставшиеся годы учебы (Учебная программа факультета «Дизайн и искусство» ЮРГИ рассчитана на 6 лет обучения), ни в будущей своей профессиональной деятельности. Однако приведенные выше данные позволяют предположить, что респонденты рассматриваемой группы могут столкнуться с определенными проблемами, не столько при трудоустройстве, сколько при реализации своих жизненных планов, теснейшим образом связанных с их профессиональным ростом (см. раздел 2.2.3.0.).

Нашим респондентам-медикам, также как и дизайнерам, предстоит еще два года обучения (шестой курс и один год интернатуры). В этот период они также не ожидают никаких трудностей своего личностно-профессионального развития. Однако, несмотря на то, что к окончанию пятого курса все опрошенные студенты данной группы утвердились в своем намерении работать в будущем по профессии, и что их дальнейшее трудоустройство практически гарантировано, никто из них до сих пор не определился со своей специализацией (см. раздел 2.2.3.0.). Таким образом, можно предположить, что эта неопределенность, в случае, если она сохранится до конца обучения, может стать незначительным фактором, который несколько затруднит процесс профессионального развития опрошенных медиков.

Как уже говорилось, всего одна студентка из опрошенных психологов (Ира, 5-ый курс), согласно ее оценке, на 90% решила вопрос своего трудоустройства по окончании учебы. Все же остальные, несмотря на уже имеющийся у них практический опыт работы по специальности, пока даже и не задумываются над этой проблемой (см. раздел 2.2.3.0.). Они считают, что у них есть еще целый год для того, чтобы ее решить. Однако, учитывая достаточно низкий приоритет психологических профессий на рынке труда, можно предположить, что если студенты рассматриваемой группы за оставшийся год так и не определятся со своим трудоустройством, то по окончании ВУЗа они могут столкнуться с известной проблемой. Речь здесь идет, прежде всего, о невостребованности в нашем обществе профессиональных психологов. Вследствие чего, не определившимся со своим выбором респондентам придется трудоустраиваться либо в школу или др. детские учреждения, либо не по своей специальности (это, как правило, рабочие места, не требующие высокой квалификации и, следовательно, низкооплачиваемые), либо переквалифицироваться и искать работу в других областях профессиональной деятельности. Очевидно, что подобная ситуация является значительным фактором, затрудняющим процесс профессионального развития. Что же касается возможных трудностей последнего года обучения, то здесь психологи, также как и все остальные респонденты, не предвидят никаких трудностей. Более того, все они выразили уверенность в том, что приобретенный за прошедшие годы опыт позволит им с легкостью преодолеть любые препятствия.

Страницы: 1 2 3 4 


Развитие внимания
В одном из сводов правил по тренировке памяти, составленном в 400 г. до н.э. древними римлянами, записано: “Первое, что нужно знать: если вы направите внимание на события, проходящие через ваш разум, то вы лучше их воспримите.” По-видимому это – одно из самых ранних письменных упоминаний о внимании. [1] Внимание нельзя рассматривать в ...

Проблема классификации психологических защит
Несмотря на то, что многие авторы выделяют общие аспекты, теории МПЗ, до сих пор не существует систематизированных знаний об этих глубинно-личностных свойствах. Ряд авторов вообще говорят о том, что психологическая защита – наиболее противоречивый вопрос психологии, приводя следующие аргументы: отсутствие общепринятых определений и клас ...

Зависимость переживания состояния одиночества от возрастных особенностей личности
К концу первого месяца жизни у ребенка появляются условные рефлексы и при виде матери он останавливает взгляд, вскидывает руки, двигает ногами и улыбается. Комплекс оживления знаменует собой появление первой социальной потребности – потребность в общении. Развиваясь и познавая мир, младенец ощущает потребность в новых впечатлениях. Прим ...