Трудности профессионального и психологического развития и их динамика
(сравнительный анализ)Страница 1
Трудность, в нашем понимании – это наличие некоего препятствия, задерживающего или усложняющего процесс достижения поставленных целей, реализацию собственных планов и процесса развития в целом. В каждом препятствии выделяют два аспекта: его объективная часть, заданная независимыми от субъекта непсихологическими причинами и субъективная, заданная особенностями человека. Соответственно, различают внешние и внутренние препятствия. https://profmetmebel.ru стеллаж металлический сборный. . Офисные кресла купить офисное кресло.
Внешние препятствия - носят преимущественно объективный характер. Объективная составляющая препятствия психологически интересна, лишь поскольку она обусловливает прерывание действия и, следовательно, недостижение или отсрочку мотива.
Внутреннее препятствие - носят преимущественно субъективный характер. Субъективная составляющая психологически интереснее, чем объективная (Внешнее препятствие). Выделяют четыре класса внутренних препятствий, определяющих содержательные различия порождаемых ими личностных смыслов.
1) Иные конфликтующие смыслы тех же обстоятельств. Дело в том, что обстоятельства, сопутствующие реализации некоего действия, могут препятствовать реализации других действий, не менее значимых. Так, разнообразие отношений, множественность мотивов и соответственных действий уже порождает внутренние препятствия и конфликтные смыслы.
2) Личностные и характерологические черты, а также субъективные представления о них самого человека. Так, если нетерпеливому человеку требуется проявить скрупулезность, его личные качества будут переживаться им как препятствие, хотя сам он, скорее, будет приписывать "преградный" смысл внешним обстоятельствам.
3) Высшие ценностные образования личности, ее идеалы, ценностные ориентации, интериоризованные нормы. Так, обстоятельства, практически способствующие действию, могут противоречить ценностным ориентациям данной личности.
4) Ожидания негативных санкций, в том числе просто неблагоприятного мнения окружающих, или же ожидание неуспеха своего действия и пр. имеется в виду не оценка вероятности успеха, но преобладание мотивации избегания над мотивацией достижения: человека больше страшат последствия возможной неудачи, нежели привлекают следствия успеха [63, с. 536-537].
Опираясь на приведенные выше данные, а также на результаты нестандартизированного интервью, можно выделить ряд специфических трудностей профессионального и психологического развития личности студентов, характерных для каждой из исследуемых групп. Рассмотрим динамику этих трудностей в процессе личностно-профессионального развития наших респондентов.
Трудности профессионального самоопределения и первых лет обучения в ВУЗе
Хотя никто из опрошенных нами студентов, рассказывая о периоде своего профессионального самоопределения, не отметил каких бы то ни было трудностей, приведенные в предыдущих разделах данные позволяют предположить, что большинство респондентов-психологов все же столкнулись в этот период с определенными трудностями. Как уже отмечалось, данная группа студентов характеризуется минимальной степенью информированности о выбранной профессии, что, по нашему мнению, оказалось значительным препятствием профессионального их развития (66,6% опрошенных психологов при поступлении в ВУЗ столкнулись с различного рода трудностями, в том числе, 50% поступили в ВУЗ со второго или третьего раза. (см. раздел 2.2.1.0.). В то же время, в данном случае, этот же факт можно рассматривать как положительный (стимулирующий) фактор психологического развития будущих психологов. Возможно именно поэтому, никто из них не оценил этот факт своего развития как затрудняющий.
Рассказывая о первых годах своего обучения в ВУЗе, Практически все опрошенные студенты отметили наличие внешних препятствий, ставших причиной некоторых трудностей адаптации их к вузовской жизни. Однако респонденты каждой из обследованных групп акцентировали свое внимание на трудностях различного характера и, что самое главное, выразили различное к ним отношение.
Так, например, основные затруднения дизайнеров на первом курсе, особенно в первом семестре, были связаны, прежде всего, с содержанием учебной программы. Дело в том, что все респонденты-дизайнеры окончили художественную школу, где их обучали классическим техникам рисования, скульптуры и др., а учебная программа факультета «Дизайн и искусство» ЮРГИ составлена с учетом современных требований рекламного и дизайнерского бизнеса: приоритет отдается авангардным направлениям и техникам, в том числе, абстракционизму, анимации, компьютерной графике и т.д. «На первом же занятии нам сказали, чтобы мы забыли все, чему нас учили в художественной школе, потому что это не пригодится для работы дизайнера и помешает освоить новые техники работы, которые они нам будут преподавать» (Света). Таким образом, начало учебной деятельности студентов рассматриваемой группы было связано с кардинальной «ломкой» уже сложившихся профессиональных навыков и умений, а у некоторых и стиля их работы, что, без сомнения, явилось значительным препятствием, не только профессионального, но и личностного развития студентов-дизайнеров. Кроме этого, все дизайнеры отметили возникшие у них в первые месяцы обучения затруднения, связанные с чрезмерной, по их мнению, насыщенностью учебной программы и с большими объемами учебных заданий. Однако, согласно утверждениям дизайнеров, с этими трудностями они достаточно быстро справились, полностью сосредоточившись на учебной деятельности (см. раздел 2.2.4.0.).
Особенности формирования межличностных отношений у детей с интеллектуальной
недостаточностью
Личность человека – продукт общественно-исторического развития. Она формируется в процессе многообразных взаимодействий с окружающей средой. В силу интеллектуальной неполноценности личность ребенка с интеллектуально недостаточностью проходит свое становление в своеобразных условиях, что обнаруживается в различных аспектах [43, с. 68].
...
Методика коррекции состояния одиночества
Одиночество в социальном измерении – это проблема социальных связей. Их несовершенство или неполноценность ощущают на себе и дети и пожилые, и состоящие в браке и разведенные. Одинокие человек зачастую является источником, «носителем» одиночества, окружая себя людьми и создавая условия не только усугубляющие его переживания, но и вынужд ...
Эмоциональное выгорание и его сущность
Термин ‘’эмоциональное выгорание’’ введен американским психиатром Х.Дж.Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся ...