Лидерство
Лидер – это:
- Тот, кому верят многие
- Тот, за кем идут
- Тот, кто успешен в жизни
- Тот, кто умеет организовать людей
Лидер
- это человек, который знает все о своих достоинствах и недостатках. Человек который знает, как применить себя для достижения необходимого результата в кратчайший срок, если он ему действительно необходим. Человек, который знает где и когда достать необходимые ресурсы. Он умеет договариваться и обмениваться. Он умеет видеть будущее на год, на два дня, на два хода вперед. Он умеет не брать ответственность за чужие задачи и умеет делиться с теми, кто помогал ему.
Факторы, влияющие на выбор стиля лидерства:
1. Ситуация
(стрессовая, спокойная, неопределенная)
2. Задача
(насколько четко структурирована)
3. Группа
(ее особенности: по полу, возрасту, времени существования)
5 источников власти и лидерства:
- Харизма
- Ресурсы
- Знания
- Деньги
- Должность
Стили лидерства
Авторитарный Демократический Либеральный
Лидер принимает решение и объявляет его |
Лидер внушает решения |
Лидер представляет идеи и провоцирует вопросы |
Лидер представляет пробное решение для возможного изменения |
Лидер представляет проблему, получает предложения и принимает решение |
Лидер определяет границы и просит группу принять решение |
Лидер позволяет действовать в определенных им границах |
Существует и другая классификация стилей управления (лидерства):
1. Управление по результатам
2. Бюрократическое
3. Управление по целям
4. Управление по процессу
Ниже схематично представлен процесс принятия решения при стиле лидерства «Управление по результатам» (рисунок 2).
Рисунок 2 – Процесс принятия решения при стиле лидерства «Управление по результатам»
Зависимость стиля лидерства от уровня зрелости рабочей группы
Функциональное лидерство.
Основные действия Руководителя:
§ Устанавливать цели
§ Устанавливать стандарты
§ Устанавливать объекты целей
§ Устанавливать процедуры
§ Осуществлять планирование
§ Осуществлять контроль
§ Осуществлять мониторинг проекта
Основные действия Индивида:
§ Понимать других
§ Выслушивать/задавать вопросы
§ Создавать мотивацию
§ Консультировать
§ Тренировать
§ Оценивать
§ Ставить цели
§ Устанавливать дисциплину Обучать и развивать
Основные действия Команды
§ Улаживать конфликты
§ Совместно решать проблемы
§ Общаться
§ Наблюдать за действиями команды
§ Давать обратную связь
§ Создавать команду
§ Играть в команде определенные роли
Методы и методики исследования
МЕТОДЫ: анализ литературы, психометрическое тестирование, методы математического анализа.
МЕТОДИКИ:
1. «Определение стиля руководства» [28, с.168]; цель: определение стиля руководства.
2. Многофакторный опросник Кеттела [1, с.368]; цель: выявление особенностей характера.
3. Направленность личности Б.Басса [29]; цель: выявление обще ...
Вывод
Поскольку избежать чувства фрустрации, как следствия противоречия между потребностями индивида и ограничениями, налагаемыми обществом невозможно, человек научился приспосабливаться.
Развитие защитных механизмов, как уже говорилось, имеет целью защиту личности от тревоги. Под понятием «развитие» не имеется в виду сознательное их примене ...
Диагностическое исследование толерантности на основе экспресс – опросника «Индекс
толерантности» по методике Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева,
Л.А. Шайгеровой
Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра «Гратис» был разработан экспресс – опросник «Индекс толерантности». В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области. Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальн ...