ВведениеСтраница 1
Одной из наиболее ярких и значимых характеристик российского общества начала XXI века является Стремительные и, зачастую, не предсказуемые изменения в политической, экономической, социальной, культурной и др. сферах его жизни. Эти изменения столь стремительны, что уже сегодня наши современники и прежде всего молодежь, как наименее защищенный, адаптированный и подготовленный к глобальным потрясениям слой общества, оказались в своего рода социо-культурном вакууме, когда прежние социальные ориентиры, ценности и идеалы утратили свою значимость, а новые еще не найдены. Сложившаяся ситуация сопровождается значительным увеличением тяжелых личностных кризисов в среде молодежи, связанных с проблемами их самоопределения, самовыражения и самореализации. В последнее время, в различные службы социальной и психологической помощи все чаще и чаще обращаются молодые люди с проблемами бессмысленности собственного существования, отсутствия личных интересов и значимых жизненных целей, утраты интереса и ценности собственной жизни. Согласно закрытой информации РАТЭПП (Российская ассоциация телефонов экстренной психологической помощи), в последние годы увеличилось количество самоубийств и суицидальных попыток среди молодежи. Этот процесс в значительной мере усугубляется тем, что социальные институты, ответственные за процесс социализации молодых граждан (прежде всего семья, средняя и высшая школа, различные службы социальной и психологической поддержки и сопровождения), не успевают адаптировать стратегии своей работы к постоянно изменяющимся требованиям новой социальной реальности и перестали соответствовать запросам и актуальным потребностям современных россиян.
Казалось бы, сложившаяся ситуация должна обратить внимание психологов на остроту и актуальность данной проблемы и сделать ее исследование приоритетным направлением в современной психологии, с целью поиска путей ее разрешения. Однако анализ современной психологической литературы и периодики показал, что рассматриваемая проблема в отечественной психологии практически не освещена. Имеющиеся же на данный момент многочисленные исследования Мотивов, ценностных ориентаций, жизненных стратегий - социализации молодежи в социологии, педагогике и других смежных науках решают иные, узконаправленные задачи: расширение и повышение эффективности профориентационной работы, оптимизация учебного процесса, повышение престижности той или иной специальности или статуса своего ВУЗа и т.П., но они не приближают нас к пониманию проблем и потребностей современного студенчества. Именно поэтому, по-нашему мнению, социальные институты, в частности высшая школа, оказались оторванными от актуальных потребностей и реальных проблем современного студента, а он (студент) остался Один-на-Один со своими проблемами.
Целью настоящей работы является попытка осветить данную проблему «изнутри», взглянуть на нее глазами современного студента, а именно, установить причины возникновения некоторых специфических трудностей профессионального и личностного развития студентов современных ВУЗов: трудностей профессионального самоопределения, профессионального развития и профессиональной деятельности, в частности, и социализации в целом, а также отследить динамику их развития.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- Представить обзор имеющихся на данный момент психологических и социологических исследований данной проблематики;
- диагностика личностных характеристик испытуемых;
- Исследование социально-психологических условий формирования и развития их личности: семейное положение, общение со сверстниками, влияние значимых «других»;
Программа О.В.Хухлаевой, О.Е.Хухлаева, И.М.Первушиной «Тропинка к своему Я»
Программа сохранения и формирования психологического здоровья детей. Существуют сценарные разработки программы для дошкольников, младших школьников и подростков.
Цель программы: сохранение и формирование психологического здоровья детей, психологическая поддержка.
Авторы программы выделяют ее следующие основные направления:
Аксиологич ...
Понятие о малых группах. Феномены малых групп. Управление малыми группами.
Виды групп
Малая группа может быть определена как набор из двух или более индивидуумов, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый из них оказывает влияние и сам подвергается влиянию каждого другого. Численность малых групп составляет, как правило, от трех до восьми человек, хотя их может быть и пятнадцать, и двадцать. Но гр ...
Опросник Айзенка
Опросник Г. Айзенка предназначен для выявления экстраверсии - интроверсии, а также определения типа темперамента личности.
Обработав свои ответы, я получил следующие результаты: показатель по шкале экстраверсии - 8, показатель по шкале нейротизма - 7, показатель искренности ответов - 1.
С помощью “Круга Айзенка” я определил, что по ти ...
