Psfine

Позитивная психология

Активное слушание
Страница 3

В систему рефлексивного слушания включаются отражающие сигналы обратной связи следующих видов:

а) требующие пояснения;

б) пересказывающие;

в) обобщающие;

г) отражающие чувства (ощущения). Поговорим о них подробнее.

Итак .

1. Сигналы, требующие пояснения.

Просьба дать пояснения направлена на то, чтобы получить дополнительные факты, мысли от говорящего. Зачастую, одной такой реакции достаточно, чтобы привлечь внимание говорящего к тому, что он выражается недостаточно ясно. И, если после сигнала, требующего уточнения, следует новое, дополняющее и разъясняющее сообщение, то это значит, что он «сработал». Как может выглядеть такой сигнал? Вот примеры:

—«Не могли бы вы пояснить это . ( с помощью такого-то примера)?»

—«Что вы имеете в виду?»

—«К сожалению, я не все понял .»

—«Не могли бы вы повторить? »

—«Может быть, вы сформулируете это иначе?»

2. Сигналы пересказывающие.

Пересказ — сигнал, который очень часто следует за сигналом разъяснения. Суть его в том, что мы излагаем и как бы возвращаем говорящему суть его сообщения, для того чтобы он мог оценить, правильно ли мы его поняли. Важно пересказать услышанное своими словами, не пытаясь механически его копировать, — иначе смысл сообщения останется нераскрытым. В качестве такого сигнала вполне уместны следующие фразы:

— «Вы имеете в виду, что .»

— «Если я вас правильно понял, то .»

— «Значит, с вашей точки зрения .»

— «Итак, вы полагаете (считаете), что .»

— «Иными словами, выдумаете, что .»

3. Обобщение (резюмирование).

Этот сигнал помогает связать части в единое смысловое целое. С его помощью вы даете говорящему понять, что восприняли сообщение целиком. И одновременно контролируете себя: убеждаетесь, что уловили все, а не часть сказанного (как правило, ту, которую хотели или ожидали услышать). Обобщение особенно уместно и даже необходимо в следующих ситуациях:

а) в ходе дискуссий, в которых обсуждается более двух точек зрения;

б) при коллективном решении вопросов;

в) когда обсуждение вопроса затянулось и суть начинает ускользать, утопать в мелочах.

Обобщения могут быть выражены слушателем следующими фразами:

— «Обобщая то, что вы сказали .»

— «До сих пор мы рассматривали .»

— «Итак, если я вас правильно понял, ваша основная мысль сводится к следующему .»

4. Реакция, отражающая чувства.

Ее специфика в том, что она может включать элементы уже рассмотренных реакций, однако особое ударение делается на отражение тона говорящего, на его чувства. Мы выражаем собеседнику сочувствие. Единственное, чего не следует делать, это заявлять: «Я знаю, что вы чувствуете». Чаще всего это только огорчает говорящего, который, может быть, и сам не знает толком, что чувствует. Лучше, если вы просто назовете (обозначите) выражаемые чувства. Например:

- «Вы чувствуете себя раздраженным (обиженным, огорченным и т. д.)»

- «Вы вроде бы огорчены .»

- «Вы переживаете .»

- «Представляю, как вам тяжело .»

- «Бедняга, тебе так досталось .»

В заключение рассказа о рефлексивном слушании позволю себе две рекомендации.

1. Как правило, сигналы рефлексивного слушания применяются в сочетании друг с другом.

2. Любой новый навык, пока он не освоен, кажется искусственным, неуклюжим. Это относится и к рефлексивному слушанию. Практика и терпение — вот факторы, которые позволяют сделать рефлексивное слушание органической частью вашего повседневного стиля общения. Потраченное время обязательно окупится.

Не менее важным компонентом искусства общения является умение задавать вопросы. Оно требует, чтобы вы владели речью, были чутки к коммуникативным проявлениям партнера (особенно к невербальным), отличали правдивые ответы от уклончивых. Умение задавать вопросы играет чрезвычайно важную роль в любой деловой беседе. Убедитесь сами, ведь спрашивать — это:

Страницы: 1 2 3 4 5


Эффективное общение
Сосредоточьтесь на том, чего вы хотите. Разработайте для себя стандартную процедуру оценки целей общения. · Чего именно я хочу добиться? · Существуют ли какие-то цели, противоречащие данной? · Как лучше всего организовать общение? · Каким образом я могу установить и поддерживать контакт с партнером? · Действительно ли мне удобнее, ...

Распределение дел во времени
После того, как выработан общий распорядок, режим дня, пора переходить ко второму этапу регулирования времени — к распределению. Простейший способ — начать вести расписание дел, т. е. записывать всю предстоящую работу (которую вы, проанализировав, отнесли к необходимой) в специальный блокнот. Ведение такого расписания имеет смысл и тог ...

Агрессия: рабочее определение
Как ни заманчиво сразу же приступить к обсуждению этих и других весьма интересных тем, для нас все же важно остановиться прежде на двух вопросах. Во-первых, нам необходимо четко сформулировать рабочее определение агрессии. Только таким образом мы сможем избежать возможных ловушек при обсуждении феноменов, точное значение которых пока не ...