Активное слушаниеСтраница 3
В систему рефлексивного слушания включаются отражающие сигналы обратной связи следующих видов:
а) требующие пояснения;
б) пересказывающие;
в) обобщающие;
г) отражающие чувства (ощущения). Поговорим о них подробнее.
Итак .
1. Сигналы, требующие пояснения.
Просьба дать пояснения направлена на то, чтобы получить дополнительные факты, мысли от говорящего. Зачастую, одной такой реакции достаточно, чтобы привлечь внимание говорящего к тому, что он выражается недостаточно ясно. И, если после сигнала, требующего уточнения, следует новое, дополняющее и разъясняющее сообщение, то это значит, что он «сработал». Как может выглядеть такой сигнал? Вот примеры:
—«Не могли бы вы пояснить это . ( с помощью такого-то примера)?»
—«Что вы имеете в виду?»
—«К сожалению, я не все понял .»
—«Не могли бы вы повторить? »
—«Может быть, вы сформулируете это иначе?»
2. Сигналы пересказывающие.
Пересказ — сигнал, который очень часто следует за сигналом разъяснения. Суть его в том, что мы излагаем и как бы возвращаем говорящему суть его сообщения, для того чтобы он мог оценить, правильно ли мы его поняли. Важно пересказать услышанное своими словами, не пытаясь механически его копировать, — иначе смысл сообщения останется нераскрытым. В качестве такого сигнала вполне уместны следующие фразы:
— «Вы имеете в виду, что .»
— «Если я вас правильно понял, то .»
— «Значит, с вашей точки зрения .»
— «Итак, вы полагаете (считаете), что .»
— «Иными словами, выдумаете, что .»
3. Обобщение (резюмирование).
Этот сигнал помогает связать части в единое смысловое целое. С его помощью вы даете говорящему понять, что восприняли сообщение целиком. И одновременно контролируете себя: убеждаетесь, что уловили все, а не часть сказанного (как правило, ту, которую хотели или ожидали услышать). Обобщение особенно уместно и даже необходимо в следующих ситуациях:
а) в ходе дискуссий, в которых обсуждается более двух точек зрения;
б) при коллективном решении вопросов;
в) когда обсуждение вопроса затянулось и суть начинает ускользать, утопать в мелочах.
Обобщения могут быть выражены слушателем следующими фразами:
— «Обобщая то, что вы сказали .»
— «До сих пор мы рассматривали .»
— «Итак, если я вас правильно понял, ваша основная мысль сводится к следующему .»
4. Реакция, отражающая чувства.
Ее специфика в том, что она может включать элементы уже рассмотренных реакций, однако особое ударение делается на отражение тона говорящего, на его чувства. Мы выражаем собеседнику сочувствие. Единственное, чего не следует делать, это заявлять: «Я знаю, что вы чувствуете». Чаще всего это только огорчает говорящего, который, может быть, и сам не знает толком, что чувствует. Лучше, если вы просто назовете (обозначите) выражаемые чувства. Например:
- «Вы чувствуете себя раздраженным (обиженным, огорченным и т. д.)»
- «Вы вроде бы огорчены .»
- «Вы переживаете .»
- «Представляю, как вам тяжело .»
- «Бедняга, тебе так досталось .»
В заключение рассказа о рефлексивном слушании позволю себе две рекомендации.
1. Как правило, сигналы рефлексивного слушания применяются в сочетании друг с другом.
2. Любой новый навык, пока он не освоен, кажется искусственным, неуклюжим. Это относится и к рефлексивному слушанию. Практика и терпение — вот факторы, которые позволяют сделать рефлексивное слушание органической частью вашего повседневного стиля общения. Потраченное время обязательно окупится.
Не менее важным компонентом искусства общения является умение задавать вопросы. Оно требует, чтобы вы владели речью, были чутки к коммуникативным проявлениям партнера (особенно к невербальным), отличали правдивые ответы от уклончивых. Умение задавать вопросы играет чрезвычайно важную роль в любой деловой беседе. Убедитесь сами, ведь спрашивать — это:
Организация времени
Как часто вы прибегаете к выражениям: "Ничего не успеваю", "сплошной завал", "не хватает времени", "время мчится, а я не успеваю за ним"?
Если раз в неделю, то это нормально, если три раза в неделю, то — терпимо, если каждый день, то — вы уже перешагнули за опасную черту, а значит — вам непременн ...
Вывод
Поскольку избежать чувства фрустрации, как следствия противоречия между потребностями индивида и ограничениями, налагаемыми обществом невозможно, человек научился приспосабливаться.
Развитие защитных механизмов, как уже говорилось, имеет целью защиту личности от тревоги. Под понятием «развитие» не имеется в виду сознательное их примене ...
Удочка
Дети становятся в круг, взрослый в центре. В руках у него шнур длиной около метра с привязанным на конце мягким мячиком или набивным мешочком. По сигналу: "Ловлю!" - взрослый вращает шнур, постепенно его удлиняя так, чтобы мешочек попал под ноги играющим. При приближении мешочка дети должны подпрыгнуть. Если мешочек коснулся н ...
