Psfine

Позитивная психология

Материалы » Культурно-досуговая деятельность как средство профилактики девиантного поведения подростков » Теоретические подходы к девиантному поведению несовершеннолетних как к нарушению процесса социализации. Общая характеристика девиантного поведени несовершеннолетних

Теоретические подходы к девиантному поведению несовершеннолетних как к нарушению процесса социализации. Общая характеристика девиантного поведени несовершеннолетних
Страница 2

радикальная адаптация – самореализация через изменение личностью существующего социального мира;

гиперадаптация – самореализация через влияние личности на социальную жизнь посредством ее сверхдостижений;

гармоничная адаптация – самореализация личности в социуме посредством ориентации на социальные требования;

конформистская адаптация – приспособление за счет подавления индивидуальности, блокировка самореализации;

девиантная адаптация – самореализация посредством выхода за существующие социальные требования (нормы);

социально-психологическая дезадаптация – состояние блокировки процессов самореализации и адаптации.

При любом варианте социализации поведения конкретного человека можно описать, используя общие характеристики поведения:

мотивированность – внутренняя готовность действовать, направленная потребностями и целями личности;

адаптивность – соответствие ведущим требованиям социальной среды;

аутентичность – соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности;

продуктивность – реализация сознательных целей;

адекватность – согласованность с конкретной ситуацией.

Более частными, но не менее важными являются такие признаки поведения личности, как:

- уровень активности (энергичность и инициативность);

- эмоциональная выразительность (сила и характер проявляемых аффектов);

- динамичность (темп);

- стабильность (постоянство проявлений в различное время и в разных ситуациях);

- осознанность (понимание своего поведения, способность объяснить его словами);

- произвольность (самоконтроль);

- гибкость (изменение поведения в ответ на изменение среды).

Все рассмотренные характеристики родового понятия «поведение» в полной мере распространяются и на такую его разновидность, как «отклоняющееся поведение личности».

В большинстве наук принято деление явлений на «нормальные» и «аномальные». По справедливому замечанию Ж.Годфруа, вопрос «Какое поведение можно считать нормальным?» является центральным для объяснения человеческого поведения, в том числе отклоняющегося. В строгом смысле границы между понятиями «нормальное» / «аномальное» поведение весьма размыты.

Тем не менее, в науке и в обыденной жизни данные понятия используются повсеместно. При этом под нормальным поведением, как правило, понимают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, к тому же характерное для большинства людей. Аналогично этому, анормальное поведение можно разделить на: нормативно-неодобряемое, патологическое, нестандартное. Безусловно, современные требования к человеку не ограничиваются его способностями выполнять социальные предписания, но предполагают также самопознание и самобытие личности. В связи с этим основополагающими качествами личности в нашу эпоху можно назвать: ее внутреннюю позицию по отношению к внешнему миру и себе, способность принимать решение и делать выбор, а также личную ответственность за собственное поведение.

Предметом моего изучения являются только те аспекты поведения личности, которые можно квалифицировать как отклоняющееся поведение.

Известно, что в специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом – девиантное поведение (от лат deviatio - отклонение).

Страницы: 1 2 3 4 5


Дайте понятие о чувствах и эмоциях. Раскройте формы переживания чувств
В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение. 1. Чувственный, или эмоциональный, тон — это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопрово ...

Умеем ли мы пользоваться собственным мышлением
Предыдущие главы этой книги были посвящены проблемам, большая часть которых осознается самими студентами: неумение планировать время, отсутствие навыков работы с литературой и культуры саморегуляции, и т. д. Студенты часто приходят к выводу, что не могут адаптироваться к новым условиям, у них возникают трудности общения, многие жалуются ...

Приемы эффективной работы с информацией
В предыдущей главе вы познакомились с основными видами чтения. Но для того чтобы успешно освоить их, необходимо постоянно развивать отдельные элементы усвоения информации: т. е. скорость просмотра текста, сосредоточение на предмете чтения, запоминание и воспроизведение. В данной главе описываются элементарные приемы эффективной работы ...