Теоретические подходы к девиантному поведению несовершеннолетних как к нарушению
процесса социализации. Общая характеристика девиантного
поведени несовершеннолетнихСтраница 2
радикальная адаптация – самореализация через изменение личностью существующего социального мира;
гиперадаптация – самореализация через влияние личности на социальную жизнь посредством ее сверхдостижений;
гармоничная адаптация – самореализация личности в социуме посредством ориентации на социальные требования;
конформистская адаптация – приспособление за счет подавления индивидуальности, блокировка самореализации;
девиантная адаптация – самореализация посредством выхода за существующие социальные требования (нормы);
социально-психологическая дезадаптация – состояние блокировки процессов самореализации и адаптации.
При любом варианте социализации поведения конкретного человека можно описать, используя общие характеристики поведения:
мотивированность – внутренняя готовность действовать, направленная потребностями и целями личности;
адаптивность – соответствие ведущим требованиям социальной среды;
аутентичность – соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности;
продуктивность – реализация сознательных целей;
адекватность – согласованность с конкретной ситуацией.
Более частными, но не менее важными являются такие признаки поведения личности, как:
- уровень активности (энергичность и инициативность);
- эмоциональная выразительность (сила и характер проявляемых аффектов);
- динамичность (темп);
- стабильность (постоянство проявлений в различное время и в разных ситуациях);
- осознанность (понимание своего поведения, способность объяснить его словами);
- произвольность (самоконтроль);
- гибкость (изменение поведения в ответ на изменение среды).
Все рассмотренные характеристики родового понятия «поведение» в полной мере распространяются и на такую его разновидность, как «отклоняющееся поведение личности».
В большинстве наук принято деление явлений на «нормальные» и «аномальные». По справедливому замечанию Ж.Годфруа, вопрос «Какое поведение можно считать нормальным?» является центральным для объяснения человеческого поведения, в том числе отклоняющегося. В строгом смысле границы между понятиями «нормальное» / «аномальное» поведение весьма размыты.
Тем не менее, в науке и в обыденной жизни данные понятия используются повсеместно. При этом под нормальным поведением, как правило, понимают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, к тому же характерное для большинства людей. Аналогично этому, анормальное поведение можно разделить на: нормативно-неодобряемое, патологическое, нестандартное. Безусловно, современные требования к человеку не ограничиваются его способностями выполнять социальные предписания, но предполагают также самопознание и самобытие личности. В связи с этим основополагающими качествами личности в нашу эпоху можно назвать: ее внутреннюю позицию по отношению к внешнему миру и себе, способность принимать решение и делать выбор, а также личную ответственность за собственное поведение.
Предметом моего изучения являются только те аспекты поведения личности, которые можно квалифицировать как отклоняющееся поведение.
Известно, что в специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом – девиантное поведение (от лат deviatio - отклонение).
Расслабление
Начать лучше и легче всего с расслабления мышц — их напряжение нетрудно заметить. Расслабление мышц приводит к изменению деятельности мозга, к переводу его из режима "возбуждения" в режим "покоя", способствует глубокому концентрированному отдыху и восстановлению сил.
1. Попробуйте сделать вот это. Сейчас, когда вы ч ...
Сущностный анализ понятия "внимание"
Внимание всегда есть сосредоточенность на чем - либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлен ...
Особенности формирования межличностных отношений у детей с интеллектуальной
недостаточностью
Личность человека – продукт общественно-исторического развития. Она формируется в процессе многообразных взаимодействий с окружающей средой. В силу интеллектуальной неполноценности личность ребенка с интеллектуально недостаточностью проходит свое становление в своеобразных условиях, что обнаруживается в различных аспектах [43, с. 68].
...
