Psfine

Позитивная психология

Материалы » Особенности межличностых отношений подростков с девиантным поведением » Теоретические основы исследования проблемы межличностных отношений подростков с девиантным поведением. Возрастные психологические особенности подростков с девиантным поведением

Теоретические основы исследования проблемы межличностных отношений подростков с девиантным поведением. Возрастные психологические особенности подростков с девиантным поведением
Страница 1

Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, когда выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым.

Это противоречие между бурным физическим развитием и положением «ребенка». Это – противоречие между стремлением «казаться» и неумением «быть» взрослым. Это – противоречие между стремлением к независимости и необходимостью подчиняться указаниям взрослых. Это – противоречие между стремлением к личной свободе и неумением правильно распоряжаться этой свободой. Трудности подросткового возраста связаны с повышенной возбудимостью школьников, с аффективностью, с острой реакцией на обиду, с повышенной критичностью по отношению к взрослым [1; 47], поскольку зачастую взрослые либо игнорируют попытку ребенка проявить самостоятельность, либо вступают с ним в конфликт. В результате во взаимоотношениях появляются разрывы, недопонимание; у подростка мнением которого мало интересуются, возникает чувство протеста. Отстаивая свою независимость, подросток желает решать сам, что ему нужно, и старается отвергать предъявленные ему требования со стороны взрослых [14; 205]. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных фактов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с др. детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

Если особенности эти не учитываются, то у подростков могут сформироваться устойчивые отклонения в нравственном развитии и поведении. В конечном итоге эти отклонения могут привести к проступкам и к правонарушениям.

Отклоняющееся поведение может наблюдаться в любом возрасте и проявляться по-разному. Но наиболее ярко возрастная специфика сказывается у подростков. В ее основе лежат, во-первых, серьезные недостатки внутрисемейного воспитания, пробелы в знаниях и связанный с этим неуспех в учебе – «труднообучаемость»; во-вторых, нарушения во взаимоотношениях с окружающими, носящие конфликтный характер; в-третьих, биологическая ущербность, недостатки и дефекты психофизиологических свойств личности.

Важнейшей особенностью подростков является постепенное превращение оценки общественной значимости поведения в его собственную самооценку, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков является сравнивание себя с др. людьми – взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении могут возникнуть много немотивированных поступков, которые связаны с общением человека, с его отношением к наиболее значимым сторонам действительности и, которые являются для нравственного облика наиболее показательными. Общественные нормы поведения оказываются в центре внимания подростков, приводит к формированию у них идеала – некоторого обобщенного представления об облике «настоящего человека», который выступает в качестве критерия оценки себя и других. Требования взрослых, расходящиеся с идеалом ребенка, никогда не будут приняты им, так как они могут идти вразрез с этим основным мотивом.

Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и своим собственным.

Формирование самосознания подростков оказывает большое влияние на весь ход его дальнейшего психического развития. Самооценка становится важнейшим условием эмоционального благополучия. Неправильная (неадекватная) самооценка подростка способствует источником разлада с самим собой и конфликтов с окружающими сверстниками и взрослыми, частых неудач в достижении поставленных целей, так как цели могут не соответствовать возможностям подростка, не зависимо от того, завышена самооценка или занижена. В пик кризиса подросткового возраста (12 – 14 лет) возникает потребность сохранять устойчивую самооценку во всех жизненных ситуациях. Если младший подросток сталкивается с фактором неуспеха, это требует от него снижение уровня притязаний и реальных возможностей, порождает острые аффективные переживания. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. И эти переживания особо возрастают в силу замечаний учителей и др. взрослых об отрицательных чертах своего характера. Это приводит к вспышкам агрессии и конфликтам. Именно в этих случаях подросток преждевременно бросает школу и стремится к «самостоятельной жизни», становится «трудным» с последующим, отклоняющимся от социальных норм поведением. Таким образом, у подростка возникает масса проблем, с которыми он один не справится: зачастую это неудовлетворенность в полноценном общении со значительными для него людьми (родителями, учителями, сверстниками), могут возникать различные «комплексы», замкнутость, стеснительность, агрессивность, появляются вредные привычки (курение, токсикомания, алкоголизм, наркомания), что пагубно влияет на еще не сформировавшийся детский организм и, как правило, ведет к различным правонарушениям. Они с трудом поддаются педагогическим воздействиям и, закрепившись, становятся чертами характера. Беда педагогически запущенных детей в тот и заключена, что они не видят ценности и жизненной необходимости соблюдения общепринятых норм и правил, не понимают, что только в преодолении недостатков, мешающих стать каждому из них уважаемым членом коллектива, формируется личность.

Страницы: 1 2 3


Алгоритм картины будущего
1. Определите свою цель на 5 лет вперед. 2. Ярко и выпукло нарисуйте себе картину будущего: — Кем Вы будете через 5 лет? — Какое к этому времени Вы получите дополнительное образование? — Каков будет Ваш ежемесячный доход? — Как Вы будете себя чувствовать? — Какими будут Ваши перспективы на будущее? 3. Определите, что Вы должны сд ...

Организация целенаправленного наблюдения младших школьников за людскими характерами в учебном процессе
Уроки русского языка, литературного чтения, изучение курса «Человек и общество» позволяют включать в дидактический процесс организацию преднамеренного наблюдения над людскими характерами. Методами организации таких наблюдений являются: 1) тесты на выявление способностей к эмпатии; 2) метод решения психолого-педагогических задач; 3) р ...

Психосоциальные аспекты особенностей одаренности
Казалось бы, ребенку, опережающему сверстников по уровню интеллекта, блещущему умственными способностями, уготовано более счастливое, чем у других, детство, ему будет особенно легко учиться. В действительности же все не так. У детей с ранним умственным расцветом возникают свои систематические сложности в семье и в школе, свои драмы возр ...