Теоретические основы исследования проблемы межличностных отношений
подростков с девиантным поведением. Возрастные психологические особенности
подростков с девиантным поведениемСтраница 2
Трудности воспитания могут возникнуть даже от таких на первый взгляд безобидных особенностей ребенка как его темперамент. В чистом виде темпераменты практически не встречаются, но они накладывают довольно заметный отпечаток на личность ребенка, на его поведение и отношение к окружающим. И нет ничего опаснее, как путать особенности темперамента с нравственными качествами личности.
Для многих подростков с девиантным поведением характерны иные взгляды и отношение к труду членов общества вообще, родителей в частности, чем у подростков, живущих в благополучных семьях. Нередко они затрудняются при беседе назвать размер заработной платы, место работы и должность родителей. Здесь может сказаться как незнание ими положения вещей, так и неловкость за родителей, нерадиво относящихся к своим гражданским обязанностям, или за тех, кто своим поведением заслужил осуждение окружающих, не пользуется авторитетом, допускает аморальные поступки и т.д. Это общая отличительная черта подростков с девиантным поведением, определяющая в сочетании с др. факторами, слабые или искаженные представления об условиях материальной жизни общества, о труде как источника благосостояния и счастья человека.
Таким образом, подростковый возраст характерен заметным падением уровня общения школьников в семье, как с точки зрения экстенсивности, так и интенсивности. Это очень активно проявляется в семьях подростков с девиантным поведением, что обусловлено их возрастными особенностями: стремлением к самостоятельности, потерей авторитета некоторыми группами родителей в связи с возросшей критичностью ребенка; активными поисками новых связей в других сферах общения.
Для подростков общение с педагогами связано в первую очередь с удовлетворением познавательных процессов. У подростков с девиантным поведением общение же с педагогами крайне незначительно связано с удовлетворением познавательных интересов школьников, но характерно высоким уровнем эмоциональной насыщенности отношений, носящий негативный характер. Это нотации старших, поучения, выражение гнева, неудовольствия, либо ответные реакции школьника: грубость, ирония, ненависть.
Многим подросткам с отклоняющимся поведением известно отрицательное отношение к себе со стороны большинства членов классного коллектива, которое они обнаруживают в процессе общения. Однако потребность в самоутверждении очень велика, и она толкает часть из них на негативные способы обеспечения себе достойного места в коллективе, что естественно, порождает конфликты, разбором которых приходится заниматься педагогам. Таким образом, при общении подростков в сфере формальных групп вскрываются следующие особенности: во-первых, подростки с девиантным поведением оказываются в неудовлетворенном положении, так как они начинают осознавать свое неблагополучие в системе коллективных отношений; во-вторых, дефицит социально ценного общения у таких подростков, возникающий в семье, не только не компенсируется в формальной группе, но и усугубляется, как слабостью личных отношений с товарищами, так и связями с педагогами. Общение с учителями подростков с девиантным поведением, уже односторонне по содержанию, бедное по положительной эмоциональной окраске, сопровождается преимущественно негативными реакциями. Проступки подростков, такие как грубость, нечестность, драки и т.д. есть, преимущественно, реакция на трудности в самоутверждении и попытка негативными средствами завоевать себе достойное место в коллективе.
Немаловажное значение имеет и чувство физического превосходства. Угодничество перед сильными, наглость по отношению к слабым осложняют недостатки их характера, воспитывает новые отрицательные черты.
Самым пагубным образом на нравственный облик личности в целом сказывается бедность духовной жизни родителей, узость их морального и политического кругозора, что тормозит формирование познавательных и эмоциональных потребностей, взглядов, суждений подростка, так как родители уделяют недостаточное внимание просвещению своих детей в вопросах искусства, науки, проблемам детских взаимоотношений, товарищества и т.д. Все это создает у подростка определенный дефицит нравственных эстетических оценок окружающей действительности, делает его восприимчивым к асоциальным взглядам, антиэстетическим вкусам, воспитывает обывательские представления и формирует привычки, поведение, нежелательное для общества.
Отклонения в нравственном развитии у некоторой части подростков возникают не сразу, они проходят несколько важных этапов, которые совпадают с их возрастными особенностями.
Условно выделенные этапы отклонений:
I. Предпосылки отклонений, когда ребенок не получил навыков жизни в коллективе (дошкольный этап);
Структура общения
В структуре общения различают:
1) коммуникативную сторону;
2) интерактивную сторону;
3) перцептивную сторону.
Коммуникативная сторона общения
выражается в обмене информацией между людьми.
Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения:
1) происходит не только передача информации, но и ее формирование, ут ...
Развитие памятию Культурно-историческая теория
развития памяти
Изучая память культурного человека, мы, собственно, не изучаем изолированную “мнемическую функцию” — мы изучаем всю стратегию, всю технику культурного человека, направленную на закрепление его опыта и развившуюся в течение его собственного культурного созревания.
Л.С.Выготский.
Мы начнём рассматривать проблему развития памяти в рамках ...
"Путаница"
Ребенку предлагаются рисунки, содержащие несколько наложенных одно на другое контурных изображений разных предметов, животных и др. Необходимо как можно быстрее отыскать все замаскированные изображения.
Очень хорошо упражнять детей в закреплении геометрических фигур в следующей последовательности:
1. Найди в комнате предметы, имеющие ...