Psfine

Позитивная психология

Материалы » Особенности межличностых отношений подростков с девиантным поведением » Теоретические основы исследования проблемы межличностных отношений подростков с девиантным поведением. Возрастные психологические особенности подростков с девиантным поведением

Теоретические основы исследования проблемы межличностных отношений подростков с девиантным поведением. Возрастные психологические особенности подростков с девиантным поведением
Страница 2

Трудности воспитания могут возникнуть даже от таких на первый взгляд безобидных особенностей ребенка как его темперамент. В чистом виде темпераменты практически не встречаются, но они накладывают довольно заметный отпечаток на личность ребенка, на его поведение и отношение к окружающим. И нет ничего опаснее, как путать особенности темперамента с нравственными качествами личности.

Для многих подростков с девиантным поведением характерны иные взгляды и отношение к труду членов общества вообще, родителей в частности, чем у подростков, живущих в благополучных семьях. Нередко они затрудняются при беседе назвать размер заработной платы, место работы и должность родителей. Здесь может сказаться как незнание ими положения вещей, так и неловкость за родителей, нерадиво относящихся к своим гражданским обязанностям, или за тех, кто своим поведением заслужил осуждение окружающих, не пользуется авторитетом, допускает аморальные поступки и т.д. Это общая отличительная черта подростков с девиантным поведением, определяющая в сочетании с др. факторами, слабые или искаженные представления об условиях материальной жизни общества, о труде как источника благосостояния и счастья человека.

Таким образом, подростковый возраст характерен заметным падением уровня общения школьников в семье, как с точки зрения экстенсивности, так и интенсивности. Это очень активно проявляется в семьях подростков с девиантным поведением, что обусловлено их возрастными особенностями: стремлением к самостоятельности, потерей авторитета некоторыми группами родителей в связи с возросшей критичностью ребенка; активными поисками новых связей в других сферах общения.

Для подростков общение с педагогами связано в первую очередь с удовлетворением познавательных процессов. У подростков с девиантным поведением общение же с педагогами крайне незначительно связано с удовлетворением познавательных интересов школьников, но характерно высоким уровнем эмоциональной насыщенности отношений, носящий негативный характер. Это нотации старших, поучения, выражение гнева, неудовольствия, либо ответные реакции школьника: грубость, ирония, ненависть.

Многим подросткам с отклоняющимся поведением известно отрицательное отношение к себе со стороны большинства членов классного коллектива, которое они обнаруживают в процессе общения. Однако потребность в самоутверждении очень велика, и она толкает часть из них на негативные способы обеспечения себе достойного места в коллективе, что естественно, порождает конфликты, разбором которых приходится заниматься педагогам. Таким образом, при общении подростков в сфере формальных групп вскрываются следующие особенности: во-первых, подростки с девиантным поведением оказываются в неудовлетворенном положении, так как они начинают осознавать свое неблагополучие в системе коллективных отношений; во-вторых, дефицит социально ценного общения у таких подростков, возникающий в семье, не только не компенсируется в формальной группе, но и усугубляется, как слабостью личных отношений с товарищами, так и связями с педагогами. Общение с учителями подростков с девиантным поведением, уже односторонне по содержанию, бедное по положительной эмоциональной окраске, сопровождается преимущественно негативными реакциями. Проступки подростков, такие как грубость, нечестность, драки и т.д. есть, преимущественно, реакция на трудности в самоутверждении и попытка негативными средствами завоевать себе достойное место в коллективе.

Немаловажное значение имеет и чувство физического превосходства. Угодничество перед сильными, наглость по отношению к слабым осложняют недостатки их характера, воспитывает новые отрицательные черты.

Самым пагубным образом на нравственный облик личности в целом сказывается бедность духовной жизни родителей, узость их морального и политического кругозора, что тормозит формирование познавательных и эмоциональных потребностей, взглядов, суждений подростка, так как родители уделяют недостаточное внимание просвещению своих детей в вопросах искусства, науки, проблемам детских взаимоотношений, товарищества и т.д. Все это создает у подростка определенный дефицит нравственных эстетических оценок окружающей действительности, делает его восприимчивым к асоциальным взглядам, антиэстетическим вкусам, воспитывает обывательские представления и формирует привычки, поведение, нежелательное для общества.

Отклонения в нравственном развитии у некоторой части подростков возникают не сразу, они проходят несколько важных этапов, которые совпадают с их возрастными особенностями.

Условно выделенные этапы отклонений:

I. Предпосылки отклонений, когда ребенок не получил навыков жизни в коллективе (дошкольный этап);

Страницы: 1 2 3


Системный анализ определений и психологических теорий любви
Что там, за ветхой занавеской Тьмы? В гаданиях запутались умы. Когда же с треском лопнет занавеска, Увидим все, как ошибались мы. Омар Хайям Частотные словари современных языков свидетельствуют о том, что "любовь" - одно из самых употребляемых слов [91, с.111]. При этом не существует единого точного определения любви, мно ...

Диагностическое исследование толерантности на основе экспресс – опросника «Индекс толерантности» по методике Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой
Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра «Гратис» был разработан экспресс – опросник «Индекс толерантности». В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области. Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальн ...

Особенности духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края. История родного края как важнейшее средство формирования духовной культуры личности
В современных условиях и детям, и даже педагогам жизненно необходимы нравственные опоры, стержни, вокруг которых можно было бы организовать педагогический процесс. В условиях отсутствия в современных дошкольных образовательных учреждениях идеологической направленности учебно-воспитательной работы, резко возрастает роль историко-краевед ...