Функции эмоцийСтраница 2
Переключательная функция обнаруживается при столкновении мотивов, обуславливает выбор доминирующего мотива. Возникновение противоречий между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме реализуется между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Это способствует направлению деятельности человека в ту или иную сторону.
Подкрепляющая функция эмоций заключается в том, что значимые, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти человека.
Представления и эмоциональные явления
Между человеческими представлениями, установками и убеждениями, с одной стороны, и человеческими переживаниями, настроениями и чувствами – с другой, существует вполне определенная связь. Ужасающая человека информация об актах террора меняет модальность взглядов и формирует более жесткие установки к представителям определенных групп и к средствам повышенной безопасности.
Эмоциональные явления и принятие решений
Вредные привычки оправдываются гедоническими мотивами (получение удовольствия), ошибки объясняются потерей контроля за ситуацией прежде всего через прямое «гедонистическое» влияние и изменение относительной привлекательности различных объектов и действий. Переживания позитивного характера расслабляют человека, и он становится склонен быть более уверенным в своих решениях при меньших усилиях и незатейливых стратегиях. Переживая позитивную эмоцию, человек лучше улавливает взаимосвязь между объектами, лучше производит категоризацию предметов. Негативные переживания способствуют большему усилию и более взвешенному и сосредоточенному стилю принятия решений.
Эмоции и память
Чем более воспоминания соответствуют достижению отмеченных целей, тем более позитивно окрашены эти воспоминания. Эмоция радости облегчает запоминание понятий, имеющих позитивную эмоциональную окраску, печаль и гнев затрудняют запоминание этих понятий. Эмоция гнева способствует запоминанию негативно окрашенных событий.
Эмоции и мышление
Проведенные исследования показали, что минимализация эмоционального возбуждения приводит к блокированию сложной интеллектуальной деятельности. И, наоборот, при предъявлении набора задач разной степени сложности и креативности именно наиболее сложные и креативные задания сопровождались наиболее интенсивной «эмоциональной активацией».
Эмоции сужают зону поиска, фиксируют найденные успешные действия, показывая более благоприятные траектории, готовят принятие решений.
Эмоции и цели
Связь эмоциональных явлений с целями людей очевидна. Эмоциональные явления рассматриваются как главный индикатор или механизм «приближения к» или «отдаления от» желаемых целей. Эмоции считаются главным механизмом организации и поддержания целенаправленного поведения, обеспечивая индивиду обратную связь о статусе его целей, то есть эмоциональные явления являются функцией статуса достижения собственных целей. Стремление к избеганию нежелательных ситуаций является фактором риска возникновения психического и физического дистресса.
Дифференциация целей и планов их достижения, стратегии их достижения связаны с их эмоциональной реактивностью. Индивиды, которые обладали более дифференцированной системой целей, испытывали более экстремальные эмоциональные состояния.
Контагиозность эмоций
Индивиды иногда схватывают эмоциональное состояние другого человека совершенно неосознанно, что объясняется наличием некоей формы эмпатии. Иногда люди улавливают эмоциональное состояние другого человека даже не отдавая себе отчета в этом. Например, вид улыбающегося человека может непроизвольно вызвать подобную моторную реакцию у реципиента, который вовлекается в соответствующую эмоцию.
Дезорганизующая роль эмоций
По мнению исследователя агрессии Леонарда Берковица, негативные эмоции являются опосредующим звеном продуцирования агрессивных тенденций неблагоприятными обстоятельствами, т. е. «любой тип неприятного чувства является основным подстрекателем эмоциональной агрессии».
Подготовка первичной профконсультации
Вводные замечания. Профориентацию следует понимать как комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач, цель которых — формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах. В числе психолого-педагогических задач ...
Особенности нарушения поведения, чаще всего встречающиеся у девочек-подростков
В последнее время отмечается неуклонный рост численности у подростков различных нарушений поведения, проявляющихся в агрессивности, жестокости, негативизме, враждебности, алкоголизации, наркотизации, совершении противоправных действий и др. Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного социального развития и нарушений со ...
Приложения
Приложение 1
Интерпретация шкал УСК.
1. Шкала общей интернальности УСК. Высокий показатель по шкале общей интернальности (34-44)
соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Люди с таким показателем считают, что большинство событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они м ...