Psfine

Позитивная психология

Материалы » Применение рисуночных методик при работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ » Экспериментальный анализ возможностей рисуночных методик при работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ. Возможности рисуночных методик при работе в группе с подростками завис

Экспериментальный анализ возможностей рисуночных методик при работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ. Возможности рисуночных методик при работе в группе с подростками завис
Страница 2

- Пациенты с внешней мотивацией проявляют вынужденное согласие на отказ от ПАВ под действием внешних побудительных причин. Если действие этих внешних факторов прекращается, то пациенты с внешней мотивацией склонны возвращаться к употреблению.

- Пациенты с амбивалентной мотивацией испытывают противоположные чувства в отношении употребления, они осознают как положительные, так и отрицательные моменты продолжения прежнего образа жизни, находятся на стадии размышления и еще не приняли окончательного внутреннего решения. Такие пациенты легче дают согласие на более длительные сроки госпитализации, хотя в период обострения тяги могут настаивать на выписке или нарушать режим отделения. В силу того, что «амбивалентные» пациенты еще не приняли окончательного решения, программы, направленные на полный отказ от ПАВ вызывают у них сильное сопротивление. Однако, такие больные проявляют интерес к проблеме, открыты для ее обсуждения и нуждаются в дополнительной помощи для принятия решения.

- Пациенты с интегрированной внутренней мотивацией отказываются от употребления наркотиков исходя из собственного осознанного желания. Именно они готовы к изменению своего поведения и наиболее восприимчивы к психотерапевтической помощи в достижении полного отказа от ПАВ и дальнейшем развитии личности. Однако, даже «мотивированные» пациенты довольно часто отказываются от участия в длительных реабилитационных программах. Это может происходить по разным причинам: отсутствие полной информации о механизмах выздоровления и предлагаемых психотерапевтических программах; надежда на то, что удастся справиться с болезнью самостоятельно; скептическое отношение наркозависимых.

Мотивация к отказу от ПАВ является динамическим континуумом. В зависимости от действия различных внешних и внутренних факторов пациенты могут двигаться по континууму мотивации, как в ту, так и в другую сторону. Как правило, мотивация наркомана неустойчива и чувствительна к изменению внешних и внутренних условий поэтому при проведении группой психотерапевтической работы мы также должны учитывать специфические особенности каждой группы пациентов и подбирать направления и методы наиболее благоприятные для их возраста. Мы полагаем, что для данного возраста одной из наиболее благоприятных форм работы будут являться психотерапевтические группы с применением рисуночных методик.

При работе с подростками нами отмечались следующие особенности:

- Для подростков характерна повышенная уязвимость в ситуациях социальных конфликтов и болезненное реагирование на критику и попытки окружающих ограничить их самостоятельность (это может быть связано с еще недостаточно устойчивой и хрупкой психологической идентичностью).

- В условиях группы многие подростки испытывают повышенную потребность в обозначении и поддержании своих личных границ, что проявлялось в повышенной тревожности и в стремлении сохранить свою автономность, а также в изобразительной продукции, идентифицируясь с которой они очень болезненно воспринимают любые посягательства на нее со стороны окружающих.

В силу этих же причин можно предполагать, что подростки будут болезненно реагировать на директивный стиль ведения группы, а их психологическая хрупкость в ситуациях межличностного общения и стремление к автономии будут оказывать определенное влияние на групповую динамику.

- Для пациентов подросткового возраста характерно стремление подчеркнуть свои гендерные характеристики и признаки принадлежности к определенной социокультурной группе. Для их рисунков характерны различные надписи (названия любимых групп, нецензурные выражения и т. д.), изображение татуировок и иной "атрибутики" молодежной культуры (см. приложения).

- Характерной особенностью подростковой группы также является внутренняя противоречивость, проявление взаимоисключающих потребностей и тенденций, часто невозможность найти компромисс и конструктивно решать внутренние и внешние противоречия.

Таким образом с учетом этих особенностей мы можем сделать вывод о том, что подростки будут стремиться реализовать имеющиеся в групповой работе возможности для того, чтобы утвердить и осознать посредством изобразительной работы свою психологическую идентичность. Большую ценность при этом может иметь репрезентирование своей идентичности посредством изобразительных образов обеспечивающих целостное восприятие своего "Я", и в то же время связанная с этим возможность от него дистанцироваться. Но особенно важно то, что это предоставляет возможность осознание своей болезни, преимуществ и недостатков, которые возникают при употреблении психоактивных веществ. А следовательно такой вид групп может помочь формированию мотивации к отказу от психоактивных веществ и продолжению прохождения реабилитационной программы, которая, в отличие от лечения, не может быть принудительной.

Страницы: 1 2 


Психологические аспекты подготовки к переговорам
В этой части лекции я буду рассматривать только деловые переговоры, то есть переговоры в узком смысле слова. А таковыми является не любая деловая беседа. Деловые переговоры — это переговоры, в которых обе стороны юридически равноправны (имеют одинаковый статус и объем полномочий). Само собой разумеется, что ни деловая беседа начальника ...

Подготовка к деловой беседе
Деловая беседа, несомненно, является одним из наиболее часто используемых видов коммуникативного взаимодействия в управленческом общении. Существует несколько основных видов деловых бесед, и каждый из них имеет свои особенности. Назовем эти виды: Þ беседа при приеме на работу, Þ беседа при увольнении, Þ беседа с раб ...

Принципы грамотного мышления
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Если бы я мог провести каналы в моей голове, чтобы способствовать внутренней торговле между запасными складами моих идей. Но они лежат там сотнями, бесполезные друг для друга. Г. К. Лихтенберг. Афоризмы. ...