Psfine

Позитивная психология

Материалы » Духовное развитие младших школьников в процессе ознакомления их с историей родного края » Структура и механизм педагогического процесса духовного развития дошкольников

Структура и механизм педагогического процесса духовного развития дошкольников
Страница 2

– организации психолого-педагогической поддержки одаренных детей и детей с различными проблемами;

– разработки совместных механизмов управления процессами духовного развития.

Сложившаяся обстановка ориентирует систему образования не на подготовку человека с определенным запасом знаний и умений, а на самостоятельную, творчески и духовно развитую личность. Но, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что на практике не хватает новых методик для работы с детьми в данном направлении.

Поэтому педагогические коллективы ДОУ разрабатывают свои программы, системы методических приемов, при помощи которых должна осуществляться деятельность, направленная на развитие духовности, центральное место среди которых занимают методы, направленные на формирование духовной культуры ребенка. Вот лишь некоторые темы таких занятий [47]:

· милосердие, благородство, умение понимать себя и других.

· патриотизм (цикл занятий), красота вокруг и внутри тебя; уверенный и неуверенный человек.

· «хочу» и «надо»; человеческое достоинство; что такое толерантность?

· с чего начинается взросление; легко ли быть человеком; помоги себе сам .

Большое распространение в работе многих ДОУ по духовному развитию дошкольников приобретает работа над проектами. Проектом руководят воспитатели, они же являются координаторами всех проектных заседаний, основными генераторами идей и нововведений.

Приоритетные направления духовного развития в ДОУ реализуются в разных образовательных проектах: «Нравственно-эстетическое воспитание», «Физкультурно-оздоровительная работа», «Экологическое воспитание», «Патриотическое воспитание» и т.д.

Технологии духовного развития дошкольников, так или иначе, должны «выводить» детей на эмоциональные состояния, переживания. Чаще надо предлагать ребятам попробовать понять переживания другого человека, поставить себя на его место, найти аргументы в защиту того, кто допустил этическую ошибку. Что он чувствует, что переживает?

Возможны задания с просьбой осмыслить ситуацию:

- Когда говорят о сострадании, у меня возникают мысли о .

- При этом я чувствую .

- Мне так хотелось, чтобы .

Предлагая такие задания, лучше всего использовать жизненные ситуации, практический опыт дошкольников.

Разнообразные варианты заданий - в игровой, деятельностно-практической или эмоционально-образной «аранжировке» - формируют нравственные отношения и привычки. Очень полезны упражнения на занятиях по этике: выбрать слова, интонации при обращении к людям - просьбах, приветствиях, благодарности; у ребят вырабатывается умение сдерживаться, этично разрешать конфликты. Дошкольники дома готовят подарки друзьям - поделки, рисунки, стихи - всё, что может порадовать друга.

В дошкольном учебном заведении справедливо считают, что нравственность и интеллект и структурно, и жизненно взаимосвязаны; они определяют духовный мир человека. Поэтому с поступления и до завершения образования в ДОУ ребенок должен жить в нравственно-интеллектуально насыщенной атмосфере. Каждой занятие в ДОУ в той или иной мере должно содержать специфический для него потенциал — и нравственное просвещение, и основы культуры — художественной, человековедческой, философской, экологической, технической, естествоведческой. Поэтому психологическая атмосфера в дошкольном образовательном учреждении может быть только гуманистической.

Какое содержание образования, формы, методы, технологии развивают духовную культуру дошкольников? Как активизировать их эмоциональную сферу? - этим вопросам необходимо посвящать цикл практико-ориентированных лекций и педагогических советов ДОУ. Поскольку каждый воспитанник находится на своём уровне развития духовной культуры, надо уметь измерять этот уровень: владеть методами диагностики - и учебно-воспитательного процесса, и деятельности воспитателя.

Страницы: 1 2 3


Общие характеристики продуктивности памяти
К общим характеристикам памяти относятся: объем, готовность и точность, скорость запоминания и забывания. Объем памяти – это интегральная характеристика, характеризуемая количеством запоминаемых, сохраняемых и воспроизводимых образов при определенных условиях их восприятия. Различают объем памяти на запоминание статических и динамическ ...

Изучние особенностей межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью. Методики изучения межличностных отношений в детском возрасте
В настоящее время в психологии существует довольно большое количество конкретных методик, позволяющих исследовать межличностные отношения. В.Б. Быстрицкас и Г.Т. Хоментаускас отмечают следующие основания для систематизации этих методик: - на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отн ...

Агрессия как инстинктивное поведение: врождённое стремление к смерти и разрушению
Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, - это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное. Согласно этому довольно распространенному подходу, агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально «запрог ...