Структура и механизм педагогического процесса духовного развития
дошкольниковСтраница 1
Анализ вышедших за последние годы воспитательных концепций свидетельствует об изменении подходов к воспитанию и образованию в связи с гуманистическими установками, об их ориентации на общечеловеческие и культурные ценности. Однако в целом они несут отпечаток "средового" подхода, доминировавшего в координатах классовой идеологии.
Ученые давно обратили особое внимание на физическое развитие растущего человека, говорят также о развитии сил души, то есть о развитии психических функций человека и его социальном созревании. Но при этом не замечалось влияние духовного мира на развитие ребенка. Такой подход к изучению детства позволил открыть многие закономерности в процессе развития как физических, так и психических функций [31]. Но многие явления духовного развития дошкольников оставались для психологов и педагогов трудно объяснимыми, что заставляло их обращаться к изучению мира подсознательного и создавать различные психоаналитические концепции, которые являются более гипотетическими, чем эмпирическими и научными. Особенно это касается изучения периода раннего детства. Трудность, с которой сталкиваются психологи и педагоги в изучении духовной культуры детского, да и не только этого периода, связана с неполнотой понимания состава человека. В основу деления детства на периоды светские психологи и педагоги полагают или физиологические изменения, или развитие психических функций.
Наиболее известной является периодизация детского развития, предложенная Л.С. Выготским. В ней ученый выделяет внутренние изменения самого психофизического развития. Он рассматривает не реализацию, модификацию и комбинирование задатков, а развитие как непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях. Критериями развития являются новообразования – новый тип строения личности (следует понимать, что речь идет не о личности, а об индивидуальности), ее деятельность, психические и социальные изменения, ее тип, отношения к среде, ее внутренняя и внешняя жизнь, весь ход развития в данный период.
Рассматривая духовное развитие как процесс неравномерный, Выготский выделяет устойчивые, или стабильные, возрасты (периоды так называемого молекулярного накопления) и скачкообразно обнаруживаемые новообразования, приводящие к кризисам, когда ребенок в короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах. Кризис, возникая незаметно, обнаруживается в виде трудновоспитуемости, выпадения из системы педагогических воздействий, снижения успеваемости и работоспособности, возникновения конфликтов. Выготский ищет источник духовного развития в окружающей ребенка среде, но обращает внимание и на обратное влияние, ребенка, проявляющееся в формировании отношений между ним и средой [14].
Говоря о механизме развития духовности дошкольников, необходимо отметить, что многие коллективы ДОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста успешно решают такие задачи, как обеспечение интеграции в детском саду и начальной школе воспитательных систем способствующие развитию нравственных качеств воспитанников, в т.ч. и развитию духовности. Предварительный анализ состояния воспитательной и образовательной системы в ДОУ помог определить пути реализации задач развития духовности дошкольников на практике путем:
– разработки и проектирования единых культурно-просветительских, образовательно-воспитательных, социально-ориентированных программ, дополняющих, углубляющих и развивающих духовность детей;
– научно-методического обеспечения процесса духовного развития;
– обеспечения профессионального взаимодействия педагогов и воспитателей в ходе подготовки практической реализации задач формирования духовности;
– определения и создания условий для достижения ситуации успеха каждым ребенком на индивидуальной психолого-педагогической основе;
Зарождение коллектива.
Модель группы «Песок».
Этот этап свойственен только что созданным группам или тем группам, где люди не могут тесно общаться, проявлять свои искренние чувства. Каждый член группы чувствует некоторое стеснение, защищается, старается повысить свою роль в решении стоящей задачи. Люди стремятся скрыть свои чувства, слабости, пытаются быть ...
Жизненные стратегии
Мета-программа – макростратегия высокого уровня, определяющая принципы сортировки человеком собственного опыта, ориентирования в нем и организации его. Мета-программы более абстрактны, чем конкретные стратегии мышления, и определяют скорее общий подход к теме, чем детали процесса мышления.
Например, ваш подход к работе или к жизни вооб ...
Сущность и функции внимания
Внимание
- это характеристика психической познавательной деятельности, которая выражается в способности человека к сосредоточению на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, явлении, идее, мысли) и проявляется в избирательном восприятии значимых в текущий момент раздражителей при игнорировании других.
От внимания ...