Структура и механизм педагогического процесса духовного развития
дошкольниковСтраница 1
Анализ вышедших за последние годы воспитательных концепций свидетельствует об изменении подходов к воспитанию и образованию в связи с гуманистическими установками, об их ориентации на общечеловеческие и культурные ценности. Однако в целом они несут отпечаток "средового" подхода, доминировавшего в координатах классовой идеологии.
Ученые давно обратили особое внимание на физическое развитие растущего человека, говорят также о развитии сил души, то есть о развитии психических функций человека и его социальном созревании. Но при этом не замечалось влияние духовного мира на развитие ребенка. Такой подход к изучению детства позволил открыть многие закономерности в процессе развития как физических, так и психических функций [31]. Но многие явления духовного развития дошкольников оставались для психологов и педагогов трудно объяснимыми, что заставляло их обращаться к изучению мира подсознательного и создавать различные психоаналитические концепции, которые являются более гипотетическими, чем эмпирическими и научными. Особенно это касается изучения периода раннего детства. Трудность, с которой сталкиваются психологи и педагоги в изучении духовной культуры детского, да и не только этого периода, связана с неполнотой понимания состава человека. В основу деления детства на периоды светские психологи и педагоги полагают или физиологические изменения, или развитие психических функций.
Наиболее известной является периодизация детского развития, предложенная Л.С. Выготским. В ней ученый выделяет внутренние изменения самого психофизического развития. Он рассматривает не реализацию, модификацию и комбинирование задатков, а развитие как непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях. Критериями развития являются новообразования – новый тип строения личности (следует понимать, что речь идет не о личности, а об индивидуальности), ее деятельность, психические и социальные изменения, ее тип, отношения к среде, ее внутренняя и внешняя жизнь, весь ход развития в данный период.
Рассматривая духовное развитие как процесс неравномерный, Выготский выделяет устойчивые, или стабильные, возрасты (периоды так называемого молекулярного накопления) и скачкообразно обнаруживаемые новообразования, приводящие к кризисам, когда ребенок в короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах. Кризис, возникая незаметно, обнаруживается в виде трудновоспитуемости, выпадения из системы педагогических воздействий, снижения успеваемости и работоспособности, возникновения конфликтов. Выготский ищет источник духовного развития в окружающей ребенка среде, но обращает внимание и на обратное влияние, ребенка, проявляющееся в формировании отношений между ним и средой [14].
Говоря о механизме развития духовности дошкольников, необходимо отметить, что многие коллективы ДОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста успешно решают такие задачи, как обеспечение интеграции в детском саду и начальной школе воспитательных систем способствующие развитию нравственных качеств воспитанников, в т.ч. и развитию духовности. Предварительный анализ состояния воспитательной и образовательной системы в ДОУ помог определить пути реализации задач развития духовности дошкольников на практике путем:
– разработки и проектирования единых культурно-просветительских, образовательно-воспитательных, социально-ориентированных программ, дополняющих, углубляющих и развивающих духовность детей;
– научно-методического обеспечения процесса духовного развития;
– обеспечения профессионального взаимодействия педагогов и воспитателей в ходе подготовки практической реализации задач формирования духовности;
– определения и создания условий для достижения ситуации успеха каждым ребенком на индивидуальной психолого-педагогической основе;
История становления профориентации
Профессиональной ориентации более ста лет. Рождение профориентации было связано с именем американского психолога Гуго Мюнстерберга, основателя психотехники, который вначале XX века впервые стал разрабатывать и использовать психологические тесты для оценки профессиональных способностей человека. Первые лаборатории профориентации появилис ...
Виды и формы межличностного взаимодействия подростков в классном коллективе
1.Межличностными называются сугубо личные отношения и связи между отдельными членами группы, независимо от условий и характера их совместной деятельности. В основе таких отношений лежат эмоциональные переживания, которые один член группы, как определенная личность вызывает у другого. Различают два вида чувств, возникающих у членов групп ...
Правильная постановка целей
1. Конкретность цели
Максимальная конкретность, подкрепление высших целей, временные ограничения, циклическая модель успешной деятельности.
2. Критерии достижения результата
Установить конкретные критерии достижения цели. Чем более конкретна цель, тем легче определить критерии (чувственная достоверность) её достижения. Во многих сфер ...