Psfine

Позитивная психология

Материалы » Духовное развитие младших школьников в процессе ознакомления их с историей родного края » Духовное развитие дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Понятие и сущность духовного развития дошкольников

Духовное развитие дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Понятие и сущность духовного развития дошкольников
Страница 3

Искусство воспитания заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, окружающих его, через отношение к вещам учился правильно, по-человечески относиться к людям. Ребенок должен «одухотворять» вещи, которые входят в его жизнь, должен чувствовать в них человеческое — разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживает, ему будет чужда подлинно человеческая тонкость натуры, чуткость восприятия, в нем утвердится то, что можно назвать моральной толстокожестью, равнодушием, невозмутимостью, а в сущности это и есть нравственное невежество [13].

Итак, чтобы ребенок очеловечивал мир вещей, учился через вещи по-человечески относиться к людям, побольше надо побуждать его к активной деятельности. Без напряжения духовных сил, свойственных детской активности, маленький гражданин (ребенок должен быть в определенном смысле гражданином — понимать и чувствовать смысл человеческого, общественного, коллективного) никогда не поймет, что такое нельзя, недопустимо, невозможно.

Многие исследователи связывают понятие «духовность» с такими понятиями как становление воспитание, реже развитие, которые направлены на развитие духовной культуры личности.

В основе духовной культуры - нравственные чувства. Они устойчивы и определяют отношение к окружающим, к труду, к себе. Отношение к себе - это рефлексия, т.е. бескомпромиссный критический самоанализ в контексте «я и другие» и внутренняя устремлённость к нравственной самокоррекции, самосовершенствованию. Культура эмоциональных проявлений - важнейший параметр общей культуры личности (человек образованный, интеллектуальный может вести себя так, что его с трудом переносят окружающие) [1].

В ходе духовного развития необходимо также уделять большое внимание знакомству детей с произведениями устного народного творчества с народными хороводными играми, с народной музыкой и танцами, с декоративно-прикладным искусством Республики Татарстан.

В ходе духовного развития дошкольников, педагогам необходимо так построить занятия, чтобы дети, следующие задачи:

- находить причины и следствия событий, происходящих в определенном историко-географическом пространстве, сравнивать свой образ жизни с образом жизни других людей, живущих в другом времени;

- выделять общее и частное в явлениях культуры;

- приобщаться к прошлому и настоящему своей культуры;

- воспитывать чувство любви к своей Родине, ознакомиться с символикой родного города и государства, развивать осознание принадлежности к своему народу.

Большинство детских садов Российской Федерации внедряют в практику работы парциальную программу «Приобщение к истокам народной культуры» (авторы Князева и Маханева), которая дает детям представление об особенностях проживания наших предков, фольклоре народов, народных промыслах и др. [22].

Эта программы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром построены с учетом принципов постоянного освоения ребенком культурно-исторического пространства, переходя от близкого к далекому.

Воспитание чувства духовности у дошкольников — процесс сложный, длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Данная работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Важнейшая составляющая духовного развития - культура желаний. Основа культуры желаний - мера, гармония, соотнесённость желаемого и возможного в контексте «Я и общество», «Я и другие», «Я и мои желания». Воспитанный человек умеет ограничивать себя - только тогда можно говорить о духовной культуре, в том числе и такой её составляющей, как культура желаний. К этому, безусловно, следует добавить и ещё одну важнейшую способность - чувствовать другого, проявляя предупредительность, деликатность, чуткость и отзывчивость. Для развития духовной культуры дошкольника необходимо специальное воздействие именно на его эмоциональную сферу. Эти функции выполняет педагогическое стимулирование ценностных эмоций, т.е. эмоциональное стимулирование.

Страницы: 1 2 3 4


Модель образования новых когнитивных связей Берковица
В своих поздних работах Берковиц (Berkowitz, 1983, 1988, 1989) подверг пересмотру свою оригинальную теорию, перенеся акцент с посылов к агрессии на эмоциональные и познавательные процессы и тем самым подчеркнув, что именно последние лежат в основе взаимосвязи фрустрации и агрессии. В соответствии с его моделью образования новых когнитив ...

Детерминация возникновения девиаций в поведении подростков
Подростки от 14 до 18 лет составляют около 8% населения всей страны, однако на их долю приходится 16% регистрированных преступлений. За последнее десятилетие преступность выросла в 1,5 раза. В 2008 году по данным КДН 2/3 совершенных преступлений подростками составляли корыстные и корыстно-насильственные преступления. В преступности нес ...

Конфликт в коллективе и его преодоление.
Недостаток или избыток отдельных элементов атмосферы межличностного общения затрудняет, а порой делает невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь. Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Своими поступками они могут загрязнить эту атмосферу, нарушить оптимальную пропорцию составляющих ее элементов. Но л ...