Духовное развитие дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Понятие и сущность духовного развития дошкольниковСтраница 3
Искусство воспитания заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, окружающих его, через отношение к вещам учился правильно, по-человечески относиться к людям. Ребенок должен «одухотворять» вещи, которые входят в его жизнь, должен чувствовать в них человеческое — разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживает, ему будет чужда подлинно человеческая тонкость натуры, чуткость восприятия, в нем утвердится то, что можно назвать моральной толстокожестью, равнодушием, невозмутимостью, а в сущности это и есть нравственное невежество [13].
Итак, чтобы ребенок очеловечивал мир вещей, учился через вещи по-человечески относиться к людям, побольше надо побуждать его к активной деятельности. Без напряжения духовных сил, свойственных детской активности, маленький гражданин (ребенок должен быть в определенном смысле гражданином — понимать и чувствовать смысл человеческого, общественного, коллективного) никогда не поймет, что такое нельзя, недопустимо, невозможно.
Многие исследователи связывают понятие «духовность» с такими понятиями как становление воспитание, реже развитие, которые направлены на развитие духовной культуры личности.
В основе духовной культуры - нравственные чувства. Они устойчивы и определяют отношение к окружающим, к труду, к себе. Отношение к себе - это рефлексия, т.е. бескомпромиссный критический самоанализ в контексте «я и другие» и внутренняя устремлённость к нравственной самокоррекции, самосовершенствованию. Культура эмоциональных проявлений - важнейший параметр общей культуры личности (человек образованный, интеллектуальный может вести себя так, что его с трудом переносят окружающие) [1].
В ходе духовного развития необходимо также уделять большое внимание знакомству детей с произведениями устного народного творчества с народными хороводными играми, с народной музыкой и танцами, с декоративно-прикладным искусством Республики Татарстан.
В ходе духовного развития дошкольников, педагогам необходимо так построить занятия, чтобы дети, следующие задачи:
- находить причины и следствия событий, происходящих в определенном историко-географическом пространстве, сравнивать свой образ жизни с образом жизни других людей, живущих в другом времени;
- выделять общее и частное в явлениях культуры;
- приобщаться к прошлому и настоящему своей культуры;
- воспитывать чувство любви к своей Родине, ознакомиться с символикой родного города и государства, развивать осознание принадлежности к своему народу.
Большинство детских садов Российской Федерации внедряют в практику работы парциальную программу «Приобщение к истокам народной культуры» (авторы Князева и Маханева), которая дает детям представление об особенностях проживания наших предков, фольклоре народов, народных промыслах и др. [22].
Эта программы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром построены с учетом принципов постоянного освоения ребенком культурно-исторического пространства, переходя от близкого к далекому.
Воспитание чувства духовности у дошкольников — процесс сложный, длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Данная работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Важнейшая составляющая духовного развития - культура желаний. Основа культуры желаний - мера, гармония, соотнесённость желаемого и возможного в контексте «Я и общество», «Я и другие», «Я и мои желания». Воспитанный человек умеет ограничивать себя - только тогда можно говорить о духовной культуре, в том числе и такой её составляющей, как культура желаний. К этому, безусловно, следует добавить и ещё одну важнейшую способность - чувствовать другого, проявляя предупредительность, деликатность, чуткость и отзывчивость. Для развития духовной культуры дошкольника необходимо специальное воздействие именно на его эмоциональную сферу. Эти функции выполняет педагогическое стимулирование ценностных эмоций, т.е. эмоциональное стимулирование.
Социализация в семье
Социализация - постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности, как развития саморегуляции и становления самосознания.
Как в отечественной, так и зарубежной психологии традиционно признается главным агентом социализации семья.
Гендерная социализация в семье - сложный процесс, в ...
Приложения
Приложение А
Сводная таблица данных по методике Р. Кеттелла
Испытуемые
В
С
E
F
G
M
Проскурина
9(7)
11(4)
9(3)
17(8)
17(6)
13(7)
Подгрушная
9(7)
17(8)
8(3)
17(8)
14(4)
13(7)
Лазченко
6(5)
12(5)
8(3)
16(7)
16(6)
10(5)
Морозов
6(4)
8(2) ...
Раскройте понятие о воле и волевом акте
Воля – это сознательное регулирование личности своих действий, поступка, проявляющиеся в умении преодолеть трудности при достижении цели. Следовательно, воля, так же как и восприятие, мысли, воображение служит регулятором поведения.
Воля есть сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или сознательное сд ...