Духовное развитие дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Понятие и сущность духовного развития дошкольниковСтраница 2
С точки зрения аксиологического и антропологического подходов базовыми, сущностными характеристиками личности являются духовность и нравственность, связанные с мотивационной сферой внешне (нравственность) и внутренне (духовность).
Уяснению понятия «духовность» способствует выделение диады «духовность-нравственность», поскольку между ними существует не только семантическая, но и онтологическая связь: нормы и принципы нравственности получают идейное обоснование и выражение в идеалах добра и зла, являющимися категориями духовности. Сущность духовности заключается в трансцендировании человеком наличной действительности и своих собственных пределов. В самом факте присутствия духа в человеке проявляется более глубокая, фундаментальная реальность, которая обнаруживается в парапсихических явлениях и феноменах трансперсональных переживаний. Духовность - это то, что возвышает личность над физиологическими потребностями, этическим расчетом, рациональной рефлексией, то, что относится к высшей способности души человека, что заложено в основание его личности [1].
Наиболее соответствующее задачам нашего исследования следующее определение духовности: духовность - это то самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность. Это «самое высокое» может быть низким, но духовность всегда - предмет человеческих стремлений, вектор (направленность) его души, устремленность к избранным целям (ценностям).
Сочетание духовного становления ребенка и развития всех его сил с познанием мира и человека позволяет рассматривать традиционное образование как феномен духовной культуры России. Образовательный процесс в традиционной российской педагогике был направлен на сохранение и развитие одаренности детей. Одной школе с такой задачей справиться было невозможно. При этом содержание школьного образования определялось задачей научно обоснованного познания мира и формирования способов выражения своего внутреннего мира. Духовно-нравственное воспитание предлагается рассматривать как создание условий для духовно-нравственного становления человека. Вся история духовного развития человека, - пишет проф. В.И. Несмелов, - в сущности, сводится только к истории поисков его за решением загадки о себе [1].
Необходимость совершенствования деятельности педагогов ДОУ по развитию духовности воспитанников продиктована возрастанием роли духовного фактора в регулировании поведения людей, сложностью адаптации личности в условиях быстро меняющейся жизни. Разумно организованная учебно-воспитательная деятельность раскрывает перед дошкольниками огромную роль духовных ценностей является условием их дальнейшего верного выбора жизненных планов и нахождения цели и смысла жизни. Поэтому организуя деятельность воспитанников, педагоги ДОУ стремятся создать условия, в которых у дошкольников формируются высшие социальные потребности, вырабатываются правильные представления о поведении человека, о смысле жизни, идеал, счастье, т.е. формируется духовность.
Надо, нельзя, можно — понимание этих нравственных истин и следование им в жизни свидетельствует о высокой моральной культуре. Но поднимается на эту ступеньку нравственного развития лишь тот, кто знает и осуществляет педагогическую истину, столь же простую, сколь и мудрую: на один запрет, который вы даете своим питомцам, должно приходиться десять побуждений к активной деятельности. Чтобы человек понял, что значит нельзя, он должен убедиться в том, что такое надо, необходимо. Из отношения к миру окружающих ребенка вещей и живых существ — книге, тетради, цветку, птице, собаке - начинается человеческая культура, начинается отношение к человеку. Любое правило можно повернуть к воспитаннику такой стороной, что исчезнет запрет и появится призыв к деятельности, одухотворяющий человека, помогающий ему утвердиться на поприще добра. Не надо держать детей в узде запрета: не рвите цветов, растущих в школьном дворе. Освободите их от этой узды, предоставьте им полную свободу, но одухотворите трудом: пусть у каждого из вас на школьном дворе растет цветок, взлелеянный вашими заботами.
Как вести себя с конфликтной
личностью?
Необходимо иметь в виду, что у таких людей есть некоторые скрытые нужды, которые, как правило, связаны с прошлыми потерями и разочарованиями, и они удовлетворяют их таким образом. Например, сверхагрессивный человек своей агрессивностью пытается подавить малодушие и пугливость.
Следует взять под контроль свои эмоции и дать выход эмоциям ...
Расположенность человека к общению, к людям, его коммуникативные качества.
Автором типологии является Карл Юнг.
а) экстраверты
- люди, ориентированные на общение, на взаимо-действие с другими людьми. Их эмоции, настроение зависят от внешних обстоятельств.
б) интроверты
- люди, ориентированные на собственные переживания, малообщительные, стремящиеся к независимости от других людей. Их эмоции и настроение ...
Выводы
1.Деловая беседа является одним из основных видов управленческого общения. Суть деловой беседы — выяснение проблемы (проблем) и согласование позиций.
2.Повышению эффективности деловой беседы способствуют следующие условия:
Þ хорошая подготовка;
Þ активное использование коммуникативных средств взаимодействия с партнером (р ...