Psfine

Позитивная психология

Материалы » Духовное развитие младших школьников в процессе ознакомления их с историей родного края » Духовное развитие дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Понятие и сущность духовного развития дошкольников

Духовное развитие дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Понятие и сущность духовного развития дошкольников
Страница 2

С точки зрения аксиологического и антропологического подходов базовыми, сущностными характеристиками личности являются духовность и нравственность, связанные с мотивационной сферой внешне (нравственность) и внутренне (духовность).

Уяснению понятия «духовность» способствует выделение диады «духовность-нравственность», поскольку между ними существует не только семантическая, но и онтологическая связь: нормы и принципы нравственности получают идейное обоснование и выражение в идеалах добра и зла, являющимися категориями духовности. Сущность духовности заключается в трансцендировании человеком наличной действительности и своих собственных пределов. В самом факте присутствия духа в человеке проявляется более глубокая, фундаментальная реальность, которая обнаруживается в парапсихических явлениях и феноменах трансперсональных переживаний. Духовность - это то, что возвышает личность над физиологическими потребностями, этическим расчетом, рациональной рефлексией, то, что относится к высшей способности души человека, что заложено в основание его личности [1].

Наиболее соответствующее задачам нашего исследования следующее определение духовности: духовность - это то самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность. Это «самое высокое» может быть низким, но духовность всегда - предмет человеческих стремлений, вектор (направленность) его души, устремленность к избранным целям (ценностям).

Сочетание духовного становления ребенка и развития всех его сил с познанием мира и человека позволяет рассматривать традиционное образование как феномен духовной культуры России. Образовательный процесс в традиционной российской педагогике был направлен на сохранение и развитие одаренности детей. Одной школе с такой задачей справиться было невозможно. При этом содержание школьного образования определялось задачей научно обоснованного познания мира и формирования способов выражения своего внутреннего мира. Духовно-нравственное воспитание предлагается рассматривать как создание условий для духовно-нравственного становления человека. Вся история духовного развития человека, - пишет проф. В.И. Несмелов, - в сущности, сводится только к истории поисков его за решением загадки о себе [1].

Необходимость совершенствования деятельности педагогов ДОУ по развитию духовности воспитанников продиктована возрастанием роли духовного фактора в регулировании поведения людей, сложностью адаптации личности в условиях быстро меняющейся жизни. Разумно организованная учебно-воспитательная деятельность раскрывает перед дошкольниками огромную роль духовных ценностей является условием их дальнейшего верного выбора жизненных планов и нахождения цели и смысла жизни. Поэтому организуя деятельность воспитанников, педагоги ДОУ стремятся создать условия, в которых у дошкольников формируются высшие социальные потребности, вырабатываются правильные представления о поведении человека, о смысле жизни, идеал, счастье, т.е. формируется духовность.

Надо, нельзя, можно — понимание этих нравственных истин и следование им в жизни свидетельствует о высокой моральной культуре. Но поднимается на эту ступеньку нравственного развития лишь тот, кто знает и осуществляет педагогическую истину, столь же простую, сколь и мудрую: на один запрет, который вы даете своим питомцам, должно приходиться десять побуждений к активной деятельности. Чтобы человек понял, что значит нельзя, он должен убедиться в том, что такое надо, необходимо. Из отношения к миру окружающих ребенка вещей и живых существ — книге, тетради, цветку, птице, собаке - начинается человеческая культура, начинается отношение к человеку. Любое правило можно повернуть к воспитаннику такой стороной, что исчезнет запрет и появится призыв к деятельности, одухотворяющий человека, помогающий ему утвердиться на поприще добра. Не надо держать детей в узде запрета: не рвите цветов, растущих в школьном дворе. Освободите их от этой узды, предоставьте им полную свободу, но одухотворите трудом: пусть у каждого из вас на школьном дворе растет цветок, взлелеянный вашими заботами.

Страницы: 1 2 3 4


Теоретическая часть. Коллектив. Управление коллективом. Виды и этапы развития.
В современных условиях, когда человеческий ресурс становится основным ресурсом предприятия, особо важное значение приобретает деятельность каждого члена коллектива. Находясь в организации, любой начальник вынужден считаться с нормами и правилами того коллектива, к которому он принадлежит. Поэтому важно рассматривать поведение каждого ...

Внутренняя позиция личности как отношение
Взгляды отечественных ученых на позицию как отношение личности разнообразны и отличаются как по определению объекта отношения, так и по глубине раскрытия понятия. Неугасающий на протяжении последних десятилетий интерес к позиции как отношению можно объяснить вниманием к «внутренним условиям», через которые действуют «внешние причины» (с ...

Динамика ценностных ориентаций молодежи
При анализе динамики ценностных ориентаций молодежи необходимо учитывать действие двух механизмов — преемственности и изменчивости. Искусственная смена общественной модели, когда процесс формирования ценностей идет сверху, приводит к несовпадению общественных и индивидуальных изменений. Изменение социальных условий, смена общественных ц ...