Детский апперцептивный тест (ДАТ)Страница 1
История ДАТ
Оригинальная идея ДАТ была разработана Эрнстом Крисом при обсуждении теоретических проблем проекции в тематическом апперцептивном тесте (ТАТ). Доктор Крис обратил внимание на то, что дети гораздо охотнее идентифицируют себя с животными, чем с людьми. Этот факт был известен еще З. Фрейду и описан им в истории с маленьким Гансом «Сексуальность пятилетнего ребенка». Названные авторы после годичного обсуждения всех проблем выделили определенное число типичных ситуаций для детей, которые могут раскрыть динамику детских проблем.
Известно, что ТАТ — прекрасный тест для взрослых, однако он не может всецело выявить потребности маленьких детей, но Симондс не рекомендовал использовать ТАТ и для юношеского возраста, поэтому был разработан ДАТ для работы с детьми 2, 3-летнего, и, возможно, до 10-летнего возраста.
Виолет Рамонт, художник-иллюстратор детских книг, согласилась нарисовать рисунки, соответствующие предположениям, прибавив несколько своих, понравившихся ей.
Затем эти рисунки были отработаны несколькими психологами-практиками, неоднократно применявшими другие проективные методики. После этого тест дорабатывался уже на основе практических данных.
Цель теста
Тематический апперцептивный тест (ТАТ) позволяет судить о склонностях, интересах ребенка и нередко выявляет болезненные состояния психики.
ДАТ содержит 10 рисунков (см. Приложение), изображающих животных в различных ситуациях. Он может быть использован для детей обоего пола, предпочтительнее с 2, 3—10 лет. После обоснования ребенком карточки разделяются по отделам, согласно «Руководству». Сообщения записываются полностью и потом анализируются согласно «интерпретации».
ДАТ — проективный или апперцептивный метод, т. е. метод исследования личности путем изучения незначительных индивидуальных различий в восприятии стандартных стимулов.
Тест является прямой модификацией тематического апперцептивного теста Генриха Моррея. ДАТ был разработан для облегчения понимания отношения детей к более важным фигурам и стимулам. Рисунки были разработаны для получения ответов на существующие проблемы, особенно пищевые, а также исследования вопросов соперничества, выделения отношения к родителям через восприятие детей, близкое им. Указывает о восприятии детьми родителей, об отношении к родителям как к паре, т. е. об эдиповом комплексе и его кульминации в главных сценах.
Авторы предполагали возможность выделения агрессивных фантазий ребенка, принятие им мира взрослых, возможный страх одиночества ночью, возможность мастурбации, поведение в туалете и реакцию родителей на это; возможность узнать и проследить структуру личности ребенка, о динамических видах реакции и проблемах развития. Этот тест дает возможность не только диагностировать отклонения, например, плохое поведение, трудности в общении, но и понять некоторые причины их появления. Однако у теста есть недостатки, главный из которых — отсутствие объективного ключа, дающего возможность интерпретации полученных результатов.
Руководство
Тест проводится в виде игры, при соблюдении всех основных требований тестирования.
Инструкция (экспериментатор вначале предлагает игру): Посмотри на эту картинку. Расскажи, пожалуйста, о том, что здесь происходит.
В процессе рассказа ребенка просят рассказать по картинкам: что там происходит, что сейчас делают звери, что было вначале, что будет потом, кто из героев ему больше нравится, а кто нет.
Допустимы перерывы, остановки, уточняющие вопросы и поощрения. После всех рассказанных историй кто-то может просмотреть каждую картинку для более тщательного анализа тех или иных специфических моментов. Например, почему кто-то получил определенное имя, название местности, возраст и т. д. Можно задать вопросы, не по теме рассказа.
Функции Я-концепции
Функции Я-концепции выполняют важнейшую роль в организации поведения человека. От того, что человек сам о себе думает, зависит множество аспектов его жизнедеятельности: процессы адаптации, способы психологической защиты, индивидуальный стиль деятельности, общения, жизни, реакции на события и поступки других людей.
Р.Бернс определяет сл ...
Особенности социальной и материнской депривации у детей с задержкой в
развитии.
Под термином «задержка в развитии» принято обозначать различные по этиологии и сложности отклонения в психофизическом и психическом развитии детей.
Специальное изучение детей с такими проблемами началось еще в 50-х годах ХХ века. Считается, что первой значительной монографией по этим проблемам является работа Strauss A.A. и Lehtinen L. ...
Организация исследования
Исследование проводилось индивидуально, анонимно, по стандартным текстам и инструкциям (смотри Приложение 2), обработка проводилась в соответствии с правилами. ...
