Psfine

Позитивная психология

Отношения мать-дитя » Детский апперцептивный тест (ДАТ)

Детский апперцептивный тест (ДАТ)
Страница 3

Рисунок 5. Затемненная комната с большой кроватью в глубине, на полу — детская кровать с двумя маленькими медвежатами.

В данной ситуации рассматриваются в основном следующие вариации сцен: ребенок касается того, что происходит между родителями в постели. Рассказы детей хорошо отражают распределение ролей, конфузы и эмоциональные реакции детей. Двое детей в кроватке предоставлены сами себе для взаимного манипулирования и взаимного изучения.

Рисунок 6. Темная пещера с двумя смутно очерченными медвежьими фигурами на заднем плане; маленький медвежонок лежит на переднем плане. Этот рисунок изображает первобытных людей. Он используется вместе с рисунком 5. Было установлено, что рисунок 6 дополняет ответы предыдущего рисунка. Здесь могут проявиться проблемы мастурбации во время сна.

Рисунок 7. Разъяренный тигр с поднятой лапой и обнаженными когтями и клыками, прыгающий на обезьяну, которая пытается спастись.

Здесь представлен страх перед агрессивностью и его разновидности. Часто очевидной становится степень тревожности ребенка. Она может быть такой большой, что займет главное место при восприятии рисунка. Здесь тигр — символ агрессии.

Рисунок 8. Две взрослые обезьяны сидят на софе и пьют из чашек. Одна взрослая обезьяна сидит на первом плане с маленькой обезьянкой и разговаривает с ней.

Здесь изображена одна из наиболее часто встречающихся в семье ситуаций. Детьми рисунок воспринимается и интерпретируется как взаимоотношения в семье с папой, мамой и другими членами семьи. Чашка чая, очевидно, будет давать возможность вести речь о еде. Дети, страдающие от холодности взрослых, в рассказе подчеркивают, что взрослые говорят о своих делах, не обращая на них внимания. Подчеркивается также, что одна из обезьян ругает маленькую обезьянку за какой-то проступок. Демонстративные дети видят в этой ситуации желание взрослых посмотреть на ребенка, и одна из обезьянок, по их мнению, как раз и просит прочитать стихотворение (показать свои рисунки, спеть и т. д.).

Рисунок 9. Затемненная комната видна сквозь открытую дверь освещенной комнаты. В затемненной комнате находится детская кроватка, в которой сидит кролик и выглядывает из дверей.

Тема боязни темноты, страха остаться одному из-за ухода родителей; отмечается любопытство к тому, что происходит в соседней комнате.

Рисунок 10. Щенок лежит на коленях у взрослой собаки, обе фигуры с минимально точными очертаниями: фигуры находятся на переднем плане в ванной.

Рисунок приводит к рассказам на тему «преступление и наказание»; рассказывает кое-что о моральных концепциях детей. Возможно выяснение отношения к предстоящему купанию, раздеванию, мастурбации. Регрессивные тенденции в этом рисунке обнаруживаются более ясно, чем в других.

Рисунок 11. Бегущие лисята.

Проблема общения со сверстниками, стремление к лидерству. Поможет понять, в каких отношениях находится ребенок в группе детского сада или во дворе, конфликтен ли он, способен ли договариваться. В рассказе дети, стремящиеся к лидерству, всегда подчеркивают положительные качества бегущих впереди, идентифицируясь, иногда непосредственно, именно с ними. Тревожные дети в своих рассказах часто говорят о том, что лисята убегают от опасности, а агрессивные, наоборот, считают, что они гонятся за кем-то.

Интерпретация ДАТ

При интерпретации лучше придерживаться основных принципов.

Апперцепция предполагает индивидуальную интерпретацию ситуации, стимулов субъектом, которая отражает индивидуальные психологические особенности ребенка и специфику его жизненного пути. Аналогии можно использовать как психотерапевтические личностные свободные ассоциации.

Страницы: 1 2 3 4 5


Развитие памятию Культурно-историческая теория развития памяти
Изучая память культурного человека, мы, собственно, не изучаем изолированную “мнемическую функцию” — мы изучаем всю стратегию, всю технику культурного человека, направленную на закрепление его опыта и развившуюся в течение его собственного культурного созревания. Л.С.Выготский. Мы начнём рассматривать проблему развития памяти в рамках ...

Темперамент. Психофизиологические особенности человека
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его ос ...

Профессиональная ориентация молодежи как основа правильного профессионального самоопределения. Основные понятия в системе профессиональной ориентации
Для рассмотрения понятия «профессиональной ориентации» необходимо определить круг понятий, так или иначе связанных с профориентацией, и дать им определения. В первую очередь рассмотрим понятие «профессия ». Е.А. Климов предлагает четыре подхода к определению данного термина: 1) область приложения сил человека, то есть область, в которо ...