Psfine

Позитивная психология

Материалы » Психодиагностика и методика развития познавательных процессов младшего школьника » Особенности психодиагностической работы и разработка коррекционной программы развития познавательных процессов младших школьников

Особенности психодиагностической работы и разработка коррекционной программы развития познавательных процессов младших школьников
Страница 2

Тестовые методики обладают целым рядом достоинств: по существу, хороший тест аккумулирует в себе богатый клинический опыт, накопленный в психологии и смежных дисциплинах, и дает четкий инструментарий в руки психолога.

Проблема заключается не только в том, использовать или не использовать тесты, сколько в том, с какой целью они применяются. Принципиально недопустимо использовать тесты для жесткого отбора, селекции учащихся, и другое дело, когда использование этих методов направлено на то, чтобы с их помощью выявить психологические особенности, причины отдельных нарушений или недостатков с целью их коррекции [10,с. 37].

Психодиагностика в школе сама по себе бессмысленна, но ее данные необходимы для того, чтобы:

1. Обеспечить контроль за динамикой психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в детских учреждениях, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось как можно раньше;

2. Дать возможность психологу определить программу дальнейшей работы с ребенком с целью создания оптимальных условий развития как для слабых, так и для сильных учащихся, «подтягивая» их на более высокий уровень;

3. Установить направление продуктивного развития учащихся, обнаруживающих особые способности;

4. Проверить, насколько эффективной оказывается психопрофилактическая работа, проводимая психологом;

5. Провести сравнительный психологический анализ различных систем, подходов, методов воспитания и обучения с целью выявления их развивающего эффекта и выработки соответствующих рекомендаций;

6. Выбрать наиболее актуальную для данной школы тематику психологического просвещения и т.д. и т.п.

Поэтому в рамках школьной психологической службы речь не может идти отдельно о диагностике, отдельно о коррекции или развитии. Они существуют в деятельности школьных психологов как единый по самой сути своей вид работы: диагностико–коррекционный, или диагностико–развивающий. При этом школьный психолог не просто ставит диагноз и разрабатывает программу дальнейшего развития тех или других сторон личности, способностей учащегося, но и следит за выполнением данных им рекомендаций, а в значительной части случаев сам осуществляет психологическую часть коррекционной, воспитательной (развивающей) работы [10,с. 31].

Приступая к диагностике и планируя коррекционную деятельность необходимо рассмотреть существующие методики, отобрать наиболее подходящие (валидные, точные и надежные методы). Также, необходимо учесть возраст испытуемых, так как, не каждую психодиагностическую методику целесообразно использовать.

Для исследования долговременной и кратковременной памяти существует достаточно разнообразных методик. Но принимая во внимание возраст испытуемых (учащиеся 2-х классов в возрасте 8 лет) наиболее подходящие из них:

Методика А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов».

Одна из наиболее часто применяющихся методик, предложенная А.Р. Лурия, используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Не требует специального оборудования. Однако в большей мере, чем при использовании остальных методик, необходима тишина. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку рад коротких (односложных и двусложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи.

Инструкция состоит из нескольких этапов.

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами (см. приложение: таблица №1). Затем экспериментатор продолжает снова повторять те же слова и отмечать крестиками слова, повторенные испытуемым (второй этап).

Затем опыт снова повторяется 2, 4 и 6 раз, но уже без каких–либо инструкций.

После шестикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т.е. примерно спустя 50–60 минут, снова просит воспроизвести эти слова (уже без напоминания). Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустя после повторения, в большей мере свидетельствует о памяти в узком смысле слова [11,с. 143].

Методика «Память на числа»

Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемому в течение 20 секунд демонстрируется таблица (см. приложение: таблица № 2) с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, назвать запомненные числа [12,с. 237].

Страницы: 1 2 3


Исследовательское поведение и интеллект
Б. Хендерсон сделал обзор корреляционных исследований связи исследовательского поведения, любознательности и интеллекта, проведенных разными авторами, в разное время, с использованием разных методик. Он приводит такие данные. 1) У дошкольников коэффициент корреляции японского теста интеллекта Tanaka-Binet IQ с решением задачи на исслед ...

Об управлении временем, а точнее, об управлении самим собой
Когда хотят решить практическую задачу "управления временем", то обычно проявляют свою особую любовь к будущему тем, что начинают сразу с планирования. Между тем, специалисты по организации времени рекомендуют вначале изучить затраты собственного времени, а затем уж приступать к планированию. Ведь планы должны составляться ли ...

Анализ существующих программ, направленных на коррекцию агрессивности
Существуют различные коррекционные программы, направленные на преодоление агрессивности на разных возрастных этапах. Наиболее разработанными являются программы для подросткового возраста. Примером такой программы может послужить комплексная методика коррекции нарушений поведения у детей, разработанная И.А. Фурмановым, которая включает в ...