Особенности психодиагностической работы и разработка коррекционной
программы развития познавательных процессов младших школьниковСтраница 3
Обе методики отличаются простотой использования, достаточно валидны, точны и надежны. И немаловажный факт – интересны детям. Они с удовольствием соглашаются поучаствовать в исследовании, принимая методики за игру, что также является значительным «плюсом» в пользу использования данных методик. И что также важно – проведение методик не отнимает много времени и не является утомительным занятием для детей.
Гипотезой данной работы является подтверждение или опровержение того, что, разработав специальную методику развития внимания, можно улучшить качество долговременной и кратковременной памяти.
Планируя коррекционную деятельность необходимо рассмотреть существующие методики, отобрать наиболее подходящие. При этом, необходимо учесть возраст испытуемых, так как, коррекционная программа не должна быть утомительной, скучной. Оптимальный вариант – игровая форма.
Развитие внимания ребенка, его способности к целенаправленной, организованной деятельности – процесс достаточно длительный, но необходимый для полного психического развития. Существует достаточно способов, специальных упражнений и заданий, направленных на тренировку различных свойств внимания. Вот некоторые из них:
1. Развитие концентрации внимания.
Основной тип упражнений – корректуальные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого – либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.).
2. Увеличение объема внимания.
Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд.
3. Тренировка распределения внимания.
Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректуального задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т.п.).
4. Развитие навыков переключения внимания.
Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректуальных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.
Разнообразные игры и упражнения на развитие внимания широко представлены в психолого-педагогической литературе. Основное условие, которое необходимо соблюдать в ходе проведения такой работы, состоит в том, что занятия с ребенком должны носить систематический характер [32,с. 12].
Задания на развитие внимания можно предлагать детям в форме игр, соревнований. Желательно, чтобы занятия были насыщены разнообразными, непохожими упражнениями, очень важно в таких занятиях заинтересованность детей.
Оптимальное время для проведения таких занятий - промежуточные и летние каникулы. Это позволит проводить групповую работу с учащимися параллельных классов. Также, в это время дети не так загружены учебными делами. Очень важно во время коррекционной работы не допустить переутомления учащихся и этот факт необходимо учитывать при составлении программы. Нужно учитывать возраст, допустимую нагрузку и количество времени, необходимого для занятий.
Итак, учитывая все вышеизложенное, изучив дополнительно психолого–педагогическую литературу [11;6;8;14;29;15;9;10;1;26;], составлена коррекционно–развивающая программа, которая в дальнейшем будет использована для работы с группой учащихся 2-го класса СШ №7 г. Аксу на период с 23.03.06 по 31.03.06 во время промежуточных каникул.
"Найди отличия"
Ребенку даются две очень похожие картинки, различающиеся определенным числом мелких деталей. Необходимо обнаружить имеющиеся различия (не менее двадцати). ...
Общая характеристика самооценки учащихся начальной школы. Исследование
самосознания в трудах отечественных и зарубежных психологов
А.Н. Леонтьев, характеризуя проблему самосознания как проблему высокого жизненного значения, венчающую психологию личности, расценивал ее в целом как нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа. Действительно, до настоящего времени не существует более или менее определенной и общепризнанной трактовки этой особой субъекти ...
Соединение простых чувств
Все имеющиеся в любой данный момент в сознании элементы чувств объединяются в одну единую равнодействующую чувства. Правда, и одновременные ощущения в пределах известной области чувств тоже обыкновенно более или менее тесно объединяются в одно целое. Так, одновременные звуки объединяются в созвучие, одновременные световые впечатления — ...