Psfine

Позитивная психология

Приложение
Страница 3

• препятствия для удовлетворения потребностей (внутренние и внешние);

• отношение к преодолению препятствий (активное и пассивное);

• средства преодоления;

• наличие других потребностей.

Рассказы, составляемые испытуемыми, почти всегда содержат гораздо больше информации, нежели позволяет выделить предлагаемый ключ. Для более полной характеристики мотивационно-потребностной сферы испытуемого целесообразно использовать разработки по анализу материалов Тематического апперцептивного теста Мюррея. По результатам всех шести рассказов составляется общее заключение об особенностях мотивации достижения испытуемого.

Обращается внимание на то, как количественно выражены и соотносятся мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи. Раскрывается сфера достижения. Описываются перспективы удовлетворения потребностей, препятствия, которые стоят на пути их удовлетворения, причины блокировки потребностей, средства преодоления неуспеха. Далее раскрываются особенности связи мотивации достижения с другими потребностями личности (дружбы, помощи другим, поддержки, игры, удовольствия и пр.).

Разумеется, краткие рекомендации не исчерпывают многообразия форм анализа материала, поэтому следует подходить к интерпретации творчески, с ориентировкой на конкретную ситуацию и цели проводимого исследования.

В ключах для оценки показателей теста используются краткие обозначения, отражающие сущность феноменов.

Ключ для выявления «надежды на успех» («НУ») включает в себя следующие категории.

1. Потребность в достижении и успехе («ПУ»). «ПУ» учитывается тогда, когда человек ставит перед собой положительно сформулированную цель достижения или выполнения определенной работы. Желание и надежда, направленные на достижение цели, связаны они с каким-либо качеством или нет, учитываются как «В». Когда желания или надежды относятся к обстоятельствам, лежащим вне сферы влияния и действий желающего, засчитывается не «ПУ», а «ОН» (ожидание неуспеха).

2. Инструментальная деятельность («И»). «И» учитывается, когда человек (или группа лиц) в пределах рабочей ситуации или течения деятельности, направленной на достижение, делает, сделал или сделает что-либо, что приблизит его (или их) к достижению или разрешению задачи без помощи других.

Как «И» не учитываются следующие случаи:

а) высказывания, указывающие на завершение определенной деятельности («заканчивать», «заключать», «завершать»),

б) высказывания, которые указывают вместе с деятельностью и ее исход (результат),

в) высказывания по поводу того, что кто-то помогает или обучает кого-либо в работе.

г) высказывания, разъясняющие, что деятельность поручено выполнить,

д) высказывания, относящиеся к несущественной деятельности, такой, как подписать что-нибудь, передать, сообщить, посмотреть, прослушать и т. д.

Также не рассматриваются как «И» высказывания, которые учитываются как «ИН» (избегание неуспеха). Напротив, «внимательно», «тщательно» и т. д. «слушать или смотреть» или «слушать или смотреть, чтобы чему-либо научиться, уметь это потом делать самостоятельно» — это «И». Для оценки «И» должна быть названа фактическая деятельность.

3. Ожидание успеха («ОУ»). Ожидание успеха со стороны одного или нескольких лиц в пределах связанной с достижением деятельности или достижения цели учитывается как «ОУ». Ожидание, связанное не только с полной уверенностью в успехе, но и с ее вероятностью, тоже рассматривается как «ОУ». Во всяком случае, речь должна идти о четком положительном ожидании успеха. Если ожидание успеха связано с каким-либо условием, то «ОУ» не учитывается, так как в этом случае ожидание успеха ставится в зависимость от выполнения внутреннего или внешнего условия, из чего можно заключить, что ожидание успеха не четко положительно (условно). Ожидание успеха учитывается и тогда, когда кто-либо относит его к работе или достижению кого-либо другого.

4. Похвала («П»). «П» учитывается тогда, когда кто-либо хвалит, отмечает или награждает кого-либо за то, что тот хорошо работал или добился хороших результатов. В качестве награды могут служить различные материальные вознаграждения, выражающие признание за хорошее достижение, независимо от того, какова их ценность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Классификация видов памяти
1. По особенностям запоминаемого материала: - моторная, - эмоциональная, - образная, - словесно-логическая. 2. По продолжительности сохранения следов: - мгновенная (иконическая), - кратковременная, - оперативная, - долговременная. 3. По характеру активности: - непроизвольная, - произвольная. 4. По использованию вспомогатель ...

Сессия, сессия, сессия..
Но вот и конец первого семестра — он проходит на фоне зловещей тени сессии. И это понятно: первокурсник уже понял, что вуз — это не школа, но он еще не знает, что такое сессия, что требуют на экзаменах, как спрашивают, сколько нужно знать, чтобы успешно сдать экзамен — все это пока находится за пределами опыта. Неизвестность рождает миф ...

Зависимость переживания состояния одиночества от возрастных особенностей личности
К концу первого месяца жизни у ребенка появляются условные рефлексы и при виде матери он останавливает взгляд, вскидывает руки, двигает ногами и улыбается. Комплекс оживления знаменует собой появление первой социальной потребности – потребность в общении. Развиваясь и познавая мир, младенец ощущает потребность в новых впечатлениях. Прим ...