Psfine

Позитивная психология

Приложение
Страница 3

• препятствия для удовлетворения потребностей (внутренние и внешние);

• отношение к преодолению препятствий (активное и пассивное);

• средства преодоления;

• наличие других потребностей.

Рассказы, составляемые испытуемыми, почти всегда содержат гораздо больше информации, нежели позволяет выделить предлагаемый ключ. Для более полной характеристики мотивационно-потребностной сферы испытуемого целесообразно использовать разработки по анализу материалов Тематического апперцептивного теста Мюррея. По результатам всех шести рассказов составляется общее заключение об особенностях мотивации достижения испытуемого.

Обращается внимание на то, как количественно выражены и соотносятся мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи. Раскрывается сфера достижения. Описываются перспективы удовлетворения потребностей, препятствия, которые стоят на пути их удовлетворения, причины блокировки потребностей, средства преодоления неуспеха. Далее раскрываются особенности связи мотивации достижения с другими потребностями личности (дружбы, помощи другим, поддержки, игры, удовольствия и пр.).

Разумеется, краткие рекомендации не исчерпывают многообразия форм анализа материала, поэтому следует подходить к интерпретации творчески, с ориентировкой на конкретную ситуацию и цели проводимого исследования.

В ключах для оценки показателей теста используются краткие обозначения, отражающие сущность феноменов.

Ключ для выявления «надежды на успех» («НУ») включает в себя следующие категории.

1. Потребность в достижении и успехе («ПУ»). «ПУ» учитывается тогда, когда человек ставит перед собой положительно сформулированную цель достижения или выполнения определенной работы. Желание и надежда, направленные на достижение цели, связаны они с каким-либо качеством или нет, учитываются как «В». Когда желания или надежды относятся к обстоятельствам, лежащим вне сферы влияния и действий желающего, засчитывается не «ПУ», а «ОН» (ожидание неуспеха).

2. Инструментальная деятельность («И»). «И» учитывается, когда человек (или группа лиц) в пределах рабочей ситуации или течения деятельности, направленной на достижение, делает, сделал или сделает что-либо, что приблизит его (или их) к достижению или разрешению задачи без помощи других.

Как «И» не учитываются следующие случаи:

а) высказывания, указывающие на завершение определенной деятельности («заканчивать», «заключать», «завершать»),

б) высказывания, которые указывают вместе с деятельностью и ее исход (результат),

в) высказывания по поводу того, что кто-то помогает или обучает кого-либо в работе.

г) высказывания, разъясняющие, что деятельность поручено выполнить,

д) высказывания, относящиеся к несущественной деятельности, такой, как подписать что-нибудь, передать, сообщить, посмотреть, прослушать и т. д.

Также не рассматриваются как «И» высказывания, которые учитываются как «ИН» (избегание неуспеха). Напротив, «внимательно», «тщательно» и т. д. «слушать или смотреть» или «слушать или смотреть, чтобы чему-либо научиться, уметь это потом делать самостоятельно» — это «И». Для оценки «И» должна быть названа фактическая деятельность.

3. Ожидание успеха («ОУ»). Ожидание успеха со стороны одного или нескольких лиц в пределах связанной с достижением деятельности или достижения цели учитывается как «ОУ». Ожидание, связанное не только с полной уверенностью в успехе, но и с ее вероятностью, тоже рассматривается как «ОУ». Во всяком случае, речь должна идти о четком положительном ожидании успеха. Если ожидание успеха связано с каким-либо условием, то «ОУ» не учитывается, так как в этом случае ожидание успеха ставится в зависимость от выполнения внутреннего или внешнего условия, из чего можно заключить, что ожидание успеха не четко положительно (условно). Ожидание успеха учитывается и тогда, когда кто-либо относит его к работе или достижению кого-либо другого.

4. Похвала («П»). «П» учитывается тогда, когда кто-либо хвалит, отмечает или награждает кого-либо за то, что тот хорошо работал или добился хороших результатов. В качестве награды могут служить различные материальные вознаграждения, выражающие признание за хорошее достижение, независимо от того, какова их ценность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


"Распределение внимания"
Задача исследования: Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы. Оснащение опыта: Бланки корректурной пробы, секундомер. Ход выполнения задания: Опыт состоит из двух серий, следующих одна за другой с небольшим перерывом (3-5 минут). Продолжительность каждой серии 5 минут. В первой серии опыта испыт ...

Акцентуация по типу маскулинного поведения у девочек.
По поводу данного типа поведения так же существует немалое количество статей и публикаций, т.к. сегодня это получат распространение среди девочек-подростков и представляет интерес для исследователей. Данный тип акцентуации проявляется в детстве такими признаками, как играние в машинки, в казаки-разбойники и т.п. Куклам уделяется горазд ...

Жизненные стратегии
Мета-программа – макростратегия высокого уровня, определяющая принципы сортировки человеком собственного опыта, ориентирования в нем и организации его. Мета-программы более абстрактны, чем конкретные стратегии мышления, и определяют скорее общий подход к теме, чем детали процесса мышления. Например, ваш подход к работе или к жизни вооб ...