Когда болит головаСтраница 1
С помощью приемов на расслабление можно достаточно легко снимать боли, связанные с перенапряжением мышц, которое чаще всего сопутствует стрессовой ситуации. Всем известно, что голова может болеть от переутомления, от чрезмерного напряжения, волнения, от "нервов", — эти состояния чаще всего проявляются в ощущениях сжатия и давления на голову.
Научившись занятиям по расслаблению, можно успешно снимать головные боли такого рода.
Дополнительно можно более тщательно расслабить мышцы лба, бровей, переносицы, затылка, шеи, плечевого пояса. Делайте это спокойно, плавно, без выраженных волевых усилий. Можно применять формулу: "Голова ясная, свежая, бодрая" или другие, более приятные вам.
Некоторым помогает снять головную боль вызывание тепла в области лба и последующее распространение тепла на всю голову. Такого же результата можно добиться и вызывая ощущение прохлады (формула: "Прохладный ветерок овевает мой лоб"). Кому какой прием помогает, можно проверить экспериментально. Но если головные боли у вас появляются часто и не поддаются регуляции, то следует обратиться к врачу.
Общее расслабление с представлением спокойных картин природы (в голубых и зеленых тонах) неплохо снимает сердцебиение или боли сжимающего характера. Формула: "Сердце бьется ровно и спокойно".
Можно представить легкое, приятное, струящееся тепло в области сердца. Применять этот прием тем, у кого имеются хронические болезни сердца, следует только после консультации с врачом.
Необходимо отметить, что у каждого из нас есть множество различных потенциальных средств управления своим состоянием, естественных, своих, надежных.
Надо только научиться прислушиваться и тренировать их, исходя из позитивных, "здоровых" намерений своего организма и психики.
Пример из практики
Предлагаем вам один эпизод из работы психолога со студенткой. На очередной встрече студентка говорит, что сейчас ей "трудно соображать, поскольку болит голова".
Психолог:
— Какого рода у Вас головная боль, опишите?
Студентка:
— Как будто вбиты гвозди по лобной части головы.
П.:
— Закройте глаза и в воображении попробуйте "увидеть" эти "гвозди".
С.:
— Да, увидела. Они соединены чем-то, напоминающим гребень.
П.:
— А теперь представьте себе руку человека, которому вы доверяете, к которому вы можете обратиться за помощью. Пусть эта рука возьмется за гребень, я сосчитаю до трех и на счет "три" рука выдергивает гребень. Готовы?
Раз. Два. Три. Что Вы видите?
С.:
— Гребень исчез, но только с левой половины головы.
П.:
— Хорошо. Сделаем еще одну попытку. Раз. Два. Три.
С.:
— Он еле держится.
П.:
— Попытаемся последний раз. Раз. Два. Три.
С.:
— Рука и гребень исчезли.
П.:
— Какой цвет у вас ассоциируется с покоем?
С.:
— Голубой.
П.:
— Представьте этот голубой цвет и попробуйте как бы заполнить им все "пространство головы". Получилось? Побудьте в этом состоянии некоторое время.
П.:
— (Через некоторое время). Какие ощущения в голове?
С:
— Ощущение легкости. Головной боли нет.
Этот пример приведен не для того, чтобы вы именно таким образом пробовали снимать головную боль, это не "патентованная таблетка", а образец того, как можно регулировать свои состояния, используя собственное воображение.
Впечатления о первом семестре
Давайте рассмотрим на примере исследования, проведенного в Новосибирском университете, общую динамику состояний и проблем, с которым встречаются студенты в первом, наиболее сложном семестре.
Внешне дело обстоит просто и буднично: лекции, семинары, контрольные недели, лабораторные занятия, зачеты, экзамены.
Однако за этой будничностью ...
Пути
повышения мотивационного климата педагогического коллектива
Проведенное исследование показало, что мотивационный климат включает в себя как благоприятные, так и негативные характеристики. Для поддержания благоприятного мотивационного климата необходимо управлять мотивацией персонала. Можно предложить пути решения данной проблемы как показано в таблице
Таблица 3
Управление мотивацией профессион ...
Методическое обоснование. Принципы организации
Данный мотивационный тренинг построен на представлении о том, что естественные мотивы человека должны получить свободу самовыражения. Однако если тренер будет формулировать это именно в таких терминах, участники могут понять его в том смысле, что можно (и нужно) дать свободу своим страстям и диким импульсам, например сексуальности и агр ...