Psfine

Позитивная психология

Сосредоточение на чтении

Сосредоточенность на чтении — это прежде всего отсутствие отвлечений и блуждания мыслей, это поддержание текста в поле активного внимания, это постоянное отражение сознанием содержания текста. Степень сосредоточенности зависит от многого:

— вашей общей способности концентрировать внимание в течение длительного времени на одном объекте, одной мысли;

— от установки на внимание и вообще умения настраивать себя;

— от заинтересованности содержанием текста;

— от внутренних условий чтения (эмоциональное состояние, усталость и пр. );

— от внешних условий чтения (отвлекающие внешние события, шум).

В разных условиях на первый план выходят разные причины. Вспомните — при сильных негативных переживаниях вы просто смотрите в книгу и автоматически переворачиваете страницы, совсем не осознавая смысла прочитанного. От неинтересного текста начинаете уставать и, как результат: или постоянно отвлекаетесь, или, при отсутствии отвлекающих факторов, засыпаете. Естественно, что для повышения эффективности чтения лучше было бы создать оптимальные условия по всем пяти вышеуказанным пунктам. Однако это не всегда удается. Важно научиться управлять тем, что всегда в наших силах. Это прежде всего относится к первым двум пунктам списка.

Внимание, как, впрочем, и память, скорость реакции, выносливость и силу необходимо, с одной стороны, постоянно тренировать, а с другой — уметь в нужное время мобилизовать.

"Перепутанные линии".

Это упражнение очень полезно для развития внимания в поле зрения (см. рис. 4). Не составит большого труда изготовить на стандартных листах бумаги или перфокартах несколько рисунков типа приведенного ниже.

Рис. 4. Перепутанные линии

Очевидно, что отыскать взглядом конец одной из линий можно лишь постоянно держа эту линию в поле внимания. Сделайте 10—14 таких рисунков — и в свободную минуту поработайте с ними.

Мобилизация сосредоточения на чтении достигается путем мысленного проговаривания формул самовнушения в состоянии релаксации. (Подробнее о релаксации см. в главе 6). Для данного случая можно предложить следующую формулу.

Формула мобилизации внимания

"Сосредоточен на тексте.

Полностью сосредоточен на тексте.

Я полностью сосредоточен на тексте.

Сейчас я полностью сосредоточен на тексте.

Я полностью сосредоточен на тексте.

Полностью сосредоточен на тексте.

Сосредоточен на тексте.

Свободно вижу и понимаю текст с первого взгляда.

От взгляда ничего не ускользает.

Остро и четко работает мысль.

Запоминаю все сразу.

Я внимателен — я читаю". После систематического применения этой формулы, почувствовав эффективность влияния самовнушений, можно перейти к более короткому варианту. Сокращенный вариант формулы мобилизации внимания:

"Сейчас я полностью готов к быстрому и внимательному чтению.

Я полностью сосредоточен на тексте.

Все мое внимание полностью сосредоточено на тексте.

Свободно вижу и понимаю текст с первого взгляда.

Остро и четко работает мысль — запоминаю все сразу.

Я внимателен — я читаю".


Анализ результатов исследования
В нашем исследовании приняли участие 15 семей, имеющих детей с синдромом Дауна в возрасте 5-6 лет. Эти дети посещают «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения ДОУ «Росток», в г.Йошкар-Ола. Мы предположили, что успешность социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна в семье зависят от благоприятных социаль ...

Развитие самосознания и самооценки в детском возрасте
Самостоятельнее, все более независимыми от взрослых становятся дошкольники. Их взаимоотношения с окружающими расширяются и усложняются. Это дает возможность более полно и глубоко осознать себя, оценить достоинства и недостатки как свои собственные, так и окружающих. В дошкольном возрасте образ Я-ребенка усиливается за счет возможностей ...

Генетическая классификация видов памяти П.П. Блонского
Теория советского психолога П.П. Блонского – прекрасный образец того, как историческая точка зрения может быть приложена к общей психологии, к анализу поведения современного человека. Блонский предложил генетическую классификацию видов памяти, которая отражает путь развития памяти у ребенка. Младенец, помещенный в позу кормления, начи ...