Psfine

Позитивная психология

Заключение

Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя. Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности.

Особая значимость Я-концепции заключается в том, что у человека как у существа сознательного, свойства личности проявляются в поведении не автоматически, бессознательно, а преломляясь через самосознание и самооценку, отношение к себе. Значение имеет не просто то, каким человек является, объективно, но то, как он себя видит, ценит, чувствует и осознает. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается. Получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

Стабильность Я-концепции обеспечивает человеку чувство уверенности в направлении своего жизненного пути, в восприятии своих различных жизненных ситуаций как единого непрерывного в своей преемственности опыта.

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.

Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека.

Важно с раннего детства формировать у человека позитивное отношение к себе, уважение, уверенность в себе и своих силах, способствующие более полной жизненной реализации.

Ребенок оценивает свои действия, присматривается к себе, «примеряет» себя к окружающему миру, он стремится проявить себя, выделить свое Я, получить от других признание его самостоятельности, занять активное место в разнообразных отношениях, где его Я выступает наравне с другими, что обеспечивает развитие себя в обществе. Необходимо научить детей концентрировать свое внимание на успехах и достижениях, это поможет выработать привычку к успеху и уверенность в себе. Невозможно указать точный момент возникновения Я-концепции. Она формируется постепенно, причем различные ее элементы в разное время воспринимаются с неодинаковой отчетливостью. Но чтобы Я-концепция стала реальным фактором организации поведения, ребенок должен научиться воспринимать себя как особый объект, выделяющийся в ряду других объектов. Он должен также интуитивно осваивать точки зрения других людей, поскольку лишь, таким образом, он сможет получать и осмысливать обратную связь, оценку его поведения со стороны окружающих, необходимую для развития самосознания.

В рамках поставленных задач, нами были сделаны следующие выводы:

1. В результате изучения литературы, нами было найдено подтверждение рабочей гипотезы о том, что формирование адекватной и положительной Я-концепции у детей и подростков, является необходимым условием в развитии личности.

2. Теоретический материал в работах отечественных и зарубежных авторов, достаточно хорошо представлен.

3. Программы и технологии, представленные в работе, являются хорошим практическим материалом для работы с детьми.

4. Развитие самосознания и самооценки, являющимися составляющими Я-концепции, необходимо развивать с раннего возраста.

5. Представленные программы и технологии, можно использовать, как для развития и коррекции, так и в рамках профилактической деятельности педагога-психолога.


О реализации планов
Выше были перечислены средства для "управление временем" (а точнее, для управления самим собой). Но при их использовании вы можете столкнуться с некоторыми собственными психологическими особенностями, препятствующими реализации намеченных планов, например — со склонностью по нескольку раз откладывать срочные дела, медлить. Мно ...

Методы исследования.
Для изучения и выявления уровня психического развития и свойств личности у детей используются различные экспериментальные психологические методики. Основная цель обследования — установление уровня психического развития, его соответствия возрасту, выявление личностных особенностей и их соотношение с характером поведения, что позволяет пл ...

Принцип уподобления
Залог эффективности контакта – быть таким, как ваш собеседник. Приобщение к «карте реальности» вашего собеседника. Перцептивная карта реальности – уникальная модель восприятия каждого человека, являющаяся результатом его предшествующего опыта, в «правильности» и «очевидности» которого он убежден. Например, оптимисту легче найти общий яз ...