Psfine

Позитивная психология

Методы профориентации
Страница 1

В профессиональной ориентации молодежи используются разнообразные методы: информационные, просветительские, экскурсии на предприятия, просмотр фильмов и передач, встречи со специалистами, чтение лекций, профориентационные уроки и т.п. Это далеко не полный список методов. Но по-подробнее хотелось бы остановиться на так называемых методах профдиагностики и морально-эмоциональной поддержки помощи.

Н.С. Пряжников классифицирует методы профориентационной работы следующим образом:

1) информационно-справочные (профессиограммы, профессиональная реклама и агитация, встречи со специалистами профориентационные уроки, учебные фильмы, средства массовой информации и ярмарки профессий);

2) профессиональной психодиагностики (закрытые и открытые беседы-интервью, опросники профессиональной мотивации, профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, сбор косвенной информации, психофизиологическое обследование, профессиональные пробы, игры и тренинги, моделирующие ситуации профессионального общения или нравственного выбора в процессе трудовой деятельности и наблюдение непосредственно в трудовой деятельности);

3) морально-эмоциональной поддержки (групп общения, тренинги общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, «пламенные» публичные выступления, игры с элементами психотренинга, успешные примеры самоопределения и праздники труда);

4) помощи в конкретном выборе и принятии решения (последовательности действий, реализующих намеченную цель).[24]

Поподробнее хотелось бы остановится на методах из группы профессиональной психодиагностики, к которым можно отнести следующие, следующие нижеприведенные, методы и технологии.

Методы активизации профессионального и личностного самоопределения:

1) Игровые профориентационные упражнения[25]. Цель данных упражнений состоит в создании более доброжелательной обстановки при проведении профориентации старшеклассников, а также в моделировании отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения. Большинство таких упражнений рассчитаны на группу не более 15 человек. В основном участники упражнений сидят в кругу, что дает возможность участникам чувствовать себя более уверенно и комфортно. Этот метод необходимо использовать в сочетании с другими формами профориентационной работы, но, в то же время, они применимы и с методиками, направленными на формирование различных качеств личности, стилей общения и т.п. При проведении профориентационных упражнений должны соблюдаться такие условия, как: высокая динамика проведения, акцентуализация внимания участников на наиболее интересных и правильных высказываниях, участие в упражнениях всегда носит добровольный характер, упражнение проигрывается не более 5 раз и дается возможность проявить себя всем игрокам.

2) Активизирующие опросники[26]. Особенностью таких опросников является то, что происходит стимулирование клиента на размышления о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределение. Данные методики хороши тем, что можно работать с большой группой, а так же богатые психотехнические возможности работы учащихся с бланками. Кроме того, возможно формирование у учащихся интереса к своим психологическим особенностям и их развитию.

3) Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного определения.[27] С помощью данных методик создается благоприятная атмосфера для обсуждения мировоззренческих проблем, кроме того, во время их проведения появляется возможность обозначать различные точки зрения.

4) Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения.[28] Главное достоинство карточных консультационных технологий – наглядность и предметность поискового действия и возможность быстрого составления из карточек различных «образов» моделируемых объектов. Но у данных методик есть и недостатки: сложность самостоятельного изготовления карточных методик и необходимость специальной подготовки профконсультантов.

Очень часто специалисты, работающие в области профориентации молодежи используют такой метод, как составление формулы выбора профессии. Как правило, данная методика используется в индивидуальном профессиональном консультировании. Формула составляется при помощи классификации, в которую входят: типы профессий («человек – природа» (П) – главный, ведущий предмет труда – живая природа; «человек – техника» (Т) – в этом типе профессий главный предмет труда – технические объекты (машины, механизмы и т.п.), материалы, виды энергии; «человек – человек» (Ч) – здесь главный предмет труда – люди; «человек – знаковые системы» (З) – в этом типе профессий главный предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки, тексты; «человек – художественный образ» (Х) – ведущий предмет труда – художественный образ, способы его построения), классы профессий (гностические (познавательные) профессии (Г), преобразующие профессии (П); изыскательские профессии (И)), отделы профессий (профессии, связанные с использованием ручного труда (Р); профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением (М); профессии, связанные с использованием автоматизированных и автоматических систем, аппаратов (А); профессии, в которых преобладают функциональные средства, орудия труда (Ф)) и группы профессий (труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (Б); труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (О); труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (Н); труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные материальные ценности (М)). Составляется 5-ярусная пирамида (см. приложение 1), в пятом ярусе вписывается условные обозначения избранной профессии – формула из нескольких букв.

Страницы: 1 2 3


Этап психологического расслоения.
Модель «Глина». На этом этапе совместная деятельность, общение сближают людей. В результате появляются спонтанные группы (микрогруппы ) на основе общих интересов, симпатий. Выделяются активные, явно лидирующие члены группы. Наблюдается психологическая притирка и формирование общегрупповых ценностей. Сложность этого этапа в том, что ...

Анализ результатов.
В группе «А» среднее значение ситуативной тревожности составляет 34,8 баллов, среднее значение личностной тревожности составляет 41,4 баллов. Это умеренный уровень тревожности. Группа «А» достаточно активна, имеет четко ориентированные интересы. Это достаточно уверенная в себе группа. Самые низкие показатели у испытуемого НА: СТ – 29, ...

Обзор литературы. Общее представление о памяти
Память – психический процесс, проявляющийся в способности человека сохранять прошлый опыт, а также в возможности его повторного использования в своей жизни и деятельности. Память – это следовое психическое отражение прошлого [5]. Память – психический механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, ...