Программа О.В.Хухлаевой, О.Е.Хухлаева, И.М.Первушиной «Тропинка к своему Я»Страница 1
Программа сохранения и формирования психологического здоровья детей. Существуют сценарные разработки программы для дошкольников, младших школьников и подростков.
Цель программы: сохранение и формирование психологического здоровья детей, психологическая поддержка.
Авторы программы выделяют ее следующие основные направления:
Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно воспринимая свои и чужие достоинства и недостатки.
Инструментальное направление требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть формирования личностной рефлексии.
Потребностно-мотивационное направление содержит формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте.
Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.
Занятия могут проводиться воспитателем или психологом один раз в неделю в течение всего года. Продолжительность занятия зависит от возраста детей: для детей 3-4 лет – 15 минут, для старших дошкольников – 30 минут.
Необходимость ролевого развития человека предусматривают ролевые игры. Эти игры построены на понимании необходимости ролевого развития человека для обеспечения психологического здоровья (Приложение 1).
Ролевые методы проведения занятий предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным; проигрывание своей роли в гротескном варианте.
В данной программе ролевые методы можно разделить на 2 подгруппы:
1. Ролевая гимнастика (ролевые действия и ролевые образы).
Дошкольники начинают осваивать ролевую гимнастику с ролевых действий (походить как кошечки, зайцы и т.п.). Важным для дошкольников является включение в ролевые действия голоса (помяукать как испуганный котенок, злой котенок и т.п.), а также пальчиковых игр (пальчиками походить как зайцы, медведи и т.п.).
Для старших дошкольников чаще используются ролевые образы животных (льва и зайца, волка и цыпленка и т.п.), сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Бабы Яги, Ивана - царевича и т.п.), социальных и семейных ролей (учителя, мамы и т.п.), неодушевленных предметов (стола, шкафа, машины и т.п.). Роль изображается при помощи мимики и жестов, иногда озвучивается.
2. Психодрама.
В основе психодрамы используется смена ролей (ребенок играет поочередно роли нападающего и жертвы), либо создается ситуация подвига и подключается эмоциональное сопереживание объектам нападения разыгрываются или «оживляются» мысленные картинки, составленные детьми, или предложенные ведущим терапевтические сказки. Интересно и эффективно проходят пальчиковые драматизации, то есть разыгрывание этюдов или сказок только пальцами.
Таким образом, в психогимнастических играх у детей формируются:
принятие своего имени;
принятие своих качеств характера;
принятие своего прошлого, настоящего, будущего;
принятие своих прав и обязанностей.
Коммуникативные игры, используемые в программе, делятся на три группы:
1. Игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства, и давать другому вербальное или невербальное «поглаживание» [32, с.89].
2. Игры и задания, направленные на развитие произвольности (имеют большое значение для дошкольников). Важно, чтобы формирование произвольности осуществлялось достаточно осознанно, поэтому еще дошкольникам вводятся такие понятия, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».
3. Игры, направленные на развитие воображения, можно разделить на три группы:
игры вербальные представляют собой либо придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор различных ассоциаций к какому-либо слову;
Агрессия и намерение
В нашем определении термин агрессия предполагает действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве. К сожалению, введение критерия намеренного причинения ущерба порождает немало серьезных трудностей. Во-первых, вопрос в том, что мы подразумеваем, говоря, что один человек намерен навредить другому. Обычное объ ...
Эмпирические
исследования стрессоустойчивости у руководителей с различным стажем работы в управленческой
деятельностию Описание методик эмпирического исследования
В данной дипломной работе для эмпирического исследования стрессоустойчивости руководителей были использованы следующие методики: личностный опросник «16 факторов личности» Р. Кеттелла (сокращенный вариант); «Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации» доктора Холмса и доктора Раге.
Личностный опросник «16 факторов личности» ...
Почему бы не помочь себе?
Если человек оказывается в незнакомой местности, он обращается к другим людям за помощью и спрашивает, как найти дорогу. Логично было бы предположить, что и первокурсник, не имея "карты местности", активно интересуется, как выйти на нужное направление: задает вопросы преподавателям, обсуждает свои проблемы с однокурсниками, ко ...