Развитие самосознания и самооценки в детском возрастеСтраница 2
Установлено, что статус, положение ребенка в группе также влияет на самооценку ребенка. Так, например, тенденцию к переоценке чаще обнаруживают «непопулярные» дети, чей авторитет в группе невысок, а недооценку - «популярные», эмоциональное самочувствие которых достаточно хорошее.
Самооценка детей детского возраста по-разному проявляется в зависимости от их отношения к деятельности. Наиболее благоприятными для формирования динамической самооценки у старших детей являются такие виды деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка (например, игры с бросанием стрелы в цель, игра в мяч). В этом случае дети руководствуются мотивом повышения самооценки, в то время как при выполнении деятельности продуктивного характера (например вырезание из бумаги), связанной с необходимостью осуществления достаточно тонких операций, не вызывающих яркого эмоционального отношения, мотивы самооценки отступают на задний план, а первостепенное значение для детей приобретает интерес к самому процессу деятельности. Точность и объективность оценки и самооценки детей растут по мере овладениями правилами игры, приобретением личного опыта.
К концу детского возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, детализированными, развернутыми. Эти изменения объясняются в значительной степени появлением (увеличением) интереса старших детей к внутреннему миру людей, переходом их к личному общению, усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи.
В самооценке ребенка находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда.
Развитие самосознания находится в тесной связи с формированием познавательной мотивационной сферы ребенка. На основе их развития в конце детского периода появляется важное новообразование — ребенок оказывается способным в особой форме сознавать и самого себя и то положение, которое он в данное время занимает, т.е. у ребенка появляется «осознание своего социального «Я». Данный сдвиг в развитии самооценки играет важную роль в психологической готовности ребенка к обучению в школе, в переходе к следующей возрастной ступени. Возрастает и к концу детского периода и самостоятельность, критичность детской оценки и самооценки.
Типология по социальным качествам, проявляющимся в совместной деятельности.
Была предложена Виктором Шеппелем.
а) коллективисты
- общительные, коммуникабельные люди, готовые к сотрудничеству и эмоциональному взаимодействию.
б) индивидуалисты
- люди, предпочитающие независимость, самостоятельность. С трудом взаимодействуют с другими людьми, часто проявляя эгоистичность.
в) претензионисты
- люди, предпо ...
Метод принципиальных переговоров
Он основан на четырех основных разграничениях:
1)Люди и предмет (разграничение между участника ми переговоров и предметом переговоров).
2)Цели и интересы (разграничение целей переговоров и интересов участников).
3)Варианты (разграничение решений и возможностей).
4)Критерии (разграничение критериев субъективных и объективных).
Люди ...
После
До % ...