Psfine

Позитивная психология

Материалы » Технологии развития Я-концепции у детей и подростков » Развитие самосознания и самооценки в детском возрасте

Развитие самосознания и самооценки в детском возрасте
Страница 1

Самостоятельнее, все более независимыми от взрослых становятся дошкольники. Их взаимоотношения с окружающими расширяются и усложняются. Это дает возможность более полно и глубоко осознать себя, оценить достоинства и недостатки как свои собственные, так и окружающих.

В дошкольном возрасте образ Я-ребенка усиливается за счет возможностей проявлять инициативу, выполнять действия с опорой на собственную фантазию. Происходит дальнейшее развитие внешней саморегуляции за счет приобретения опыта адаптации к детскому саду. Интенсивно начинает развиваться внутренняя саморегуляция. У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя, уже становятся основой для изменения поведения, когда мысленно произносится самим ребенком. К концу дошкольного возраста формируется такое важнейшее личностное новообразование, как эмоциональная децентрация, то есть умение принимать во внимание, учитывать в поведении чувства и мысли другого человека.

Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение ребенка со взрослыми. Вследствие отсутствия (ограниченности) адекватного знания своих возможностей, дети оценивают себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируются на мнение воспитывающих их людей.

Важнейшее значение для стабилизированного Я играет процесс идентификации с родителем своего пола. Под последним понимается не просто подражание, но появление возможности чувствовать себя сильным, уверенным, то есть таким, каким хочет видеть себя ребенок. Это происходит за счет того, что родитель как идеальное Я, включается еще в достаточно слабое Я ребенка, укрепляя его и предоставляя силы для развития [34, с.72]. Элементы самостоятельного представления о себе начинают формироваться несколько позже.

Впервые проявляются они, как показывают специальные исследования Б.Г.Ананьева, материалы дневников, в оценки не личностных, моральных качеств, а предметных и внешних («А у меня есть самолет», «А зато у меня есть вот что» и т.п.). В этом проявляется неустойчивость представлений о другом и о себе вне ситуации узнавания, сохраняющиеся элементы неотделенности действий от предмета. [2, с.56]

Существенным сдвигом в развитии личности ребенка является переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств и внутренних состояний самого себя.

Во всех возрастных группах дети обнаруживают способность объективнее оценивать других, нежели самих себя. Но здесь наблюдаются определенные возрастные изменения. Редко от старшего ребенка на вопрос «Кто у вас самый хороший?», можно услышать «Я самый хороший», что так характерно для самых маленьких. Но это не означает, что детская самооценка собственной личности теперь низкая. Дети уже стали «большими» и осознают, что хвастать некрасиво и нехорошо. Совсем необязательно прямо говорить о своем превосходстве. В старших группах можно заметить детей, которые оценивают себя с положительной стороны косвенным путем. На вопрос, «Какой ты хороший или плохой?» они обычно отвечают так: «Я не знаю . Я тоже слушаюсь», «Я тоже умею считать до ста», «Я тоже никогда ни обижаю детей» и т.п. [2, с.58].

В детском возрасте оценка и самооценка носят эмоциональный характер. Из окружающих взрослых наиболее яркую положительную оценку получают те из них, к которым ребенок испытывает любовь, доверие, привязанность. Старшие дети чаще подвергают оценке внутренний мир окружающих взрослых, дают им более глубокую оценку, в отличие от детей среднего и младшего возраста.

Сравнение самооценки ребенка в разных видах деятельности показывает неодинаковую степень ее объективности («переоценка», «адекватная оценка», «недооценка»). Правильность детской самооценки в значительной мере определяется и опытом их оценки, спецификой деятельности, наглядностью ее результатов, знанием своих умений, степенью усвоения истинных критериев оценки в данной области, уровнем притязания ребенка в той или иной деятельности. Так детям легче дать адекватную самооценку выполненного ими рисунка на конкретную тему, нежели верно оценить свое положение в системе личных отношений.

Страницы: 1 2


Планирование или регулирование?
После того, как определены основные занятия и известно сколько времени занимает каждое из них — пора приступить к планированию. Планирование часто представляется целью всей работы, основным завершающим звеном. Всем, кто приступал к планированию, кажется, что если будет план, то исчезнет проблема выбора дел и жизнь станет упорядоченной. ...

Экспериментальное исследование индивидуальных психологических особенностей и особенностей произвольной саморегуляции и стресс-совладающего поведения. Методы диагностики индивидуальных психологически
В первой главе мы теоретически обосновали важность проблемы взаимосвязи индивидуальных психологических особенностей и особенностей произвольной саморегуляции и стресс-совладающего поведения. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого было необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить, какие черты ...

Записи при чтении
Характер записей при чтении может быть самым разнообразным: от фиксации исходных данных книги или основной ее идеи до пространного конспекта. Остановимся на технике ведения таких заметок. Для этой работы можно использовать различный материал: тетради, блокноты, отдельные листы бумаги, карточки. Последние должны быть изготовлены из плот ...