Psfine

Позитивная психология

Введение
Страница 3

Популяризация и связанная с ней фальсификация психологических знаний – отличительная черта конца ХХ - начала ХХI века. Книги на тему "Как удачно выйти замуж", "Измена и как ее избежать", "Как быть любимой", полные противоречивых советов, наводнили прилавки магазинов. Задача научной психологии заполнить тот вакуум в знаниях, который заполняется сейчас популярной псевдопсихологией. Выход на поверхность любовного андеграунда (проституция, порнография, гомосексуализм), индустриализация и плюрализация сексуальной культуры, разделение сексуальности и репродукции (с появлением контрацепции, генной инженерии) ставит перед психологией задачи осмысления феноменов "сексуальности" и "человеческой любви". При этом, "сексуальная активность, какой бы высокой она не была, не может заменить других форм самореализации. Главные трудности, с которыми будут сталкиваться люди в ХХI веке - не столько сексуальные, сколько коммуникативные - чувство одиночества, неудовлетворенная потребность в самораскрытии, любви, психологической интимности. В этом смысле психология любви - более интересный и перспективный сюжет, чем психология сексуальности" (Кон И.С. [178], с.37).

Итак, психология любви является одним из разделов психологии, максимально полно отражающим основные тенденции ее развития. Исследования феномена любви способны ответить на многие запросы как теории психологии, так и психологической практики.

Объектом данного исследования является смысл любви. В исследовании под любовью понимается чувство по отношению к объектам, имеющим устойчивое положительное значение для удовлетворения базовых потребностей человека. "Потребности характеризуют не столько живое существо само по себе, сколько его отношения с миром" [146, с.15], природа потребностей связана не с субъектом и не с пространством его функционирования, а с их системной взаимосвязью [46, 352]. Смысл любви раскрывается через выделение значимых объектов и их соотнесение с контекстом удовлетворения потребностей (ситуациями взаимодействия с объектами).

Предметом экспериментального исследования является возрастная динамика смысла любви. В работе представлен анализ представлений старшеклассников, студентов и молодых супружеских пар о любви. Цель данного исследования - определить основные тенденции и закономерности возрастной динамики смысла любви.

Для достижения цели в ходе исследования предполагается решить ряд задач:

проанализировать место категории "любовь" в системе категорий современной психологии;

осуществить системный анализ основных психологических теорий любви;

выявить специфику представлений о любви в различные культурно-исторические эпохи;

выделить типы исследований в области психологии любви;

разработать и обосновать методику экспериментального изучения смысла любви;

провести психосемантическое исследование представлений старшеклассников, студентов и молодых супружеских пар о любви;

выполнить сравнительный анализ смыслов любви для различных возрастных групп.

В ходе исследования будут проверены следующие гипотезы:

в ходе культурно-исторического развития происходило расширение смысла любви за счет соединения с любовью новых потребностей и семантического конструирования новых объектов любви;

существует преемственность смысла любви на разных возрастных этапах;

смысл любви различается для мужчин и для женщин и является гендерно специфичным психологическим образованием;

оценки ментальностью гендерных ролей более стереотипны, чем оценки ситуаций, последние отражают опыт реального взаимодействия с противоположным полом;

Страницы: 1 2 3 4


Вывод
В эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Эмоции человека, прежде всего, связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей. Люди, как личности, в эмоциональном плане от ...

Классификация одаренности
Дифференциация видов одаренности определяется тем или иным критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты. Анализ качественных характеристик одаренности предполагает выделение своеобразных ее видов в связи со спецификой психических возможностей человека и особенн ...

Общие принципы ознакомления со специальной литературой
Получение знаний — путь долгий и кропотливый. Но знания не просто заученные, а осмысленные и пережитые, становятся вашим достоянием. "Не много читай: да много разумей", — гласит русская пословица. Не заменяйте качество изучения количеством прочитанных работ. Беглый просмотр множества книг не даст такого полного представления ...