ВведениеСтраница 3
Популяризация и связанная с ней фальсификация психологических знаний – отличительная черта конца ХХ - начала ХХI века. Книги на тему "Как удачно выйти замуж", "Измена и как ее избежать", "Как быть любимой", полные противоречивых советов, наводнили прилавки магазинов. Задача научной психологии заполнить тот вакуум в знаниях, который заполняется сейчас популярной псевдопсихологией. Выход на поверхность любовного андеграунда (проституция, порнография, гомосексуализм), индустриализация и плюрализация сексуальной культуры, разделение сексуальности и репродукции (с появлением контрацепции, генной инженерии) ставит перед психологией задачи осмысления феноменов "сексуальности" и "человеческой любви". При этом, "сексуальная активность, какой бы высокой она не была, не может заменить других форм самореализации. Главные трудности, с которыми будут сталкиваться люди в ХХI веке - не столько сексуальные, сколько коммуникативные - чувство одиночества, неудовлетворенная потребность в самораскрытии, любви, психологической интимности. В этом смысле психология любви - более интересный и перспективный сюжет, чем психология сексуальности" (Кон И.С. [178], с.37).
Итак, психология любви является одним из разделов психологии, максимально полно отражающим основные тенденции ее развития. Исследования феномена любви способны ответить на многие запросы как теории психологии, так и психологической практики.
Объектом данного исследования является смысл любви. В исследовании под любовью понимается чувство по отношению к объектам, имеющим устойчивое положительное значение для удовлетворения базовых потребностей человека. "Потребности характеризуют не столько живое существо само по себе, сколько его отношения с миром" [146, с.15], природа потребностей связана не с субъектом и не с пространством его функционирования, а с их системной взаимосвязью [46, 352]. Смысл любви раскрывается через выделение значимых объектов и их соотнесение с контекстом удовлетворения потребностей (ситуациями взаимодействия с объектами).
Предметом экспериментального исследования является возрастная динамика смысла любви. В работе представлен анализ представлений старшеклассников, студентов и молодых супружеских пар о любви. Цель данного исследования - определить основные тенденции и закономерности возрастной динамики смысла любви.
Для достижения цели в ходе исследования предполагается решить ряд задач:
проанализировать место категории "любовь" в системе категорий современной психологии;
осуществить системный анализ основных психологических теорий любви;
выявить специфику представлений о любви в различные культурно-исторические эпохи;
выделить типы исследований в области психологии любви;
разработать и обосновать методику экспериментального изучения смысла любви;
провести психосемантическое исследование представлений старшеклассников, студентов и молодых супружеских пар о любви;
выполнить сравнительный анализ смыслов любви для различных возрастных групп.
В ходе исследования будут проверены следующие гипотезы:
в ходе культурно-исторического развития происходило расширение смысла любви за счет соединения с любовью новых потребностей и семантического конструирования новых объектов любви;
существует преемственность смысла любви на разных возрастных этапах;
смысл любви различается для мужчин и для женщин и является гендерно специфичным психологическим образованием;
оценки ментальностью гендерных ролей более стереотипны, чем оценки ситуаций, последние отражают опыт реального взаимодействия с противоположным полом;
Агрессия как приобретённое социальное поведение: прямое и викарное[2] научение
насилию
Другое общее теоретическое направление в изучении агрессии включает в себя многие процессы, о которых уже говорилось в свете рассмотренных выше теорий. Теория социального научения, предложенная Бандурой, уникальна: агрессия рассматривается здесь как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основно ...
Индивидуально-психологические особенности одинокой личности
Необходимо установить, какие же качества и черты характера определяют склонность индивида к переживанию одиночества, а так же индивидуальные особенности, подкрепляющие и усугубляющие переживание одиночества.
Вначале разделим одиночество на вынужденное и желаемое. Зачастую вынужденное, сугубо отрицательное переживание одиночества может ...
Обзор литературы. Общее представление о памяти
Память
– психический процесс, проявляющийся в способности человека сохранять прошлый опыт, а также в возможности его повторного использования в своей жизни и деятельности. Память – это следовое психическое отражение прошлого [5].
Память
– психический механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, ...