Psfine

Позитивная психология

Материалы » Изучение различных видов памяти у школьников г. Гомеля » Общие характеристики продуктивности памяти

Общие характеристики продуктивности памяти

К общим характеристикам памяти относятся: объем, готовность и точность, скорость запоминания и забывания.

Объем памяти – это интегральная характеристика, характеризуемая количеством запоминаемых, сохраняемых и воспроизводимых образов при определенных условиях их восприятия. Различают объем памяти на запоминание статических и динамических сигналов. Первый связан с запоминанием неизменной во времени последовательностью сигналов. Второй – с хранением самой последовательности и отслеживанием ее изменений во времени.

Объем сенсорной памяти зависит от модальности (типа сенсорной системы, которая в данный момент осуществляет прием сигналов) и способа предъявления сигналов. После кратковременного восприятия в сенсорной памяти в течение долей секунды сохраняется практически вся поступившая информация. Но уже через 1-2 с в этой памяти сохраняется лишь около 8 сигналов, которые поступают в кратковременную или оперативную память.

Объем кратковременной и оперативной памяти определяется количеством символов, воспроизведенных сразу же после однократного их предъявления. Он для «среднестатистического» человека составляет 5-9 символов. Объем кратковременной памяти слабо зависит от информационного содержания запоминаемых сигналов, ибо эта память имеет дело с символами, а не с содержательной стороной информации.

В долговременной памяти выделяют относительный и абсолютный объемы. Относительный объем долговременной (V) памяти оценивается по формуле: V = Nстим. / Nповт.,

где Nстим. – число стимулов (или количество информации), сохранившихся в памяти спустя некоторое время после их предъявления (не менее 30 мин); Nповт. – число повторение необходимых для запоминания.

В диагностике памяти иногда не учитывают число повторений Nповт., ограничиваясь однократным предъявлением стимульной информации. Относительный объем памяти зависит от информативности стимула. Относительный объем долговременной памяти обусловлен и количеством запоминаемой информации.

Абсолютный объем долговременной памяти. Память имеет огромный объем, используемый человеком не более чем на 30% за всю его жизнь. Теоретические подсчеты показывают, что общий объем долговременной памяти составляет 2,8*1020 двоичных единиц (бит). Это эквивалентно овладению шестью иностранными языками, усвоению программ трех вузов.

Готовность памяти отражает степень легкости воспроизведения образов, необходимость в которых возникает в данный момент. Эта характеристика очень важна в процессах принятия экстренных решений (при решении управленческих задач или при поиске выхода из чрезвычайной ситуации).

Точность памяти характеризует правильность воспроизведения образов с требуемым уровнем детальности.

Скорость запоминания измеряется количеством повторений, необходимых для сохранения образа.

Скорость забывания измеряется временем, в течение которого образ сохраняется [24, 40].


Разработка исследовательского инструментария для изучения смысла любви
Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит. Л.Н. Толстой Исследование феномена любви в рамках данного проекта проводилось в несколько этапов. На первом этапе в 1999 году был проведен опрос учащихся первых, пятых, восьмых и одиннадцатых классов, в ходе котор ...

Экспериментальное изучение взаимосвязи страхов и уровня самооценки у детей младшего школьного возраста. Организация и методика исследования
Целью исследования явилось изучение взаимосвязи страхов и самооценки личности у младших школьников. Для достижения цели нами исследовались ученики 1-ых классов школы №5 города Гурьевска, в общем количестве 53 человека из них 29 девочек и 24 мальчика. Для исследования взаимосвязи страхов и самооценки личности нами применялись надежные, ...

Понятие о речи
Одним из основных отличий человека от животного мира, отличием, отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь - это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать ...