Psfine

Позитивная психология

Материалы » Изучение различных видов памяти у школьников г. Гомеля » Общие характеристики продуктивности памяти

Общие характеристики продуктивности памяти

К общим характеристикам памяти относятся: объем, готовность и точность, скорость запоминания и забывания.

Объем памяти – это интегральная характеристика, характеризуемая количеством запоминаемых, сохраняемых и воспроизводимых образов при определенных условиях их восприятия. Различают объем памяти на запоминание статических и динамических сигналов. Первый связан с запоминанием неизменной во времени последовательностью сигналов. Второй – с хранением самой последовательности и отслеживанием ее изменений во времени. www.musicexplore.ru

Объем сенсорной памяти зависит от модальности (типа сенсорной системы, которая в данный момент осуществляет прием сигналов) и способа предъявления сигналов. После кратковременного восприятия в сенсорной памяти в течение долей секунды сохраняется практически вся поступившая информация. Но уже через 1-2 с в этой памяти сохраняется лишь около 8 сигналов, которые поступают в кратковременную или оперативную память.

Объем кратковременной и оперативной памяти определяется количеством символов, воспроизведенных сразу же после однократного их предъявления. Он для «среднестатистического» человека составляет 5-9 символов. Объем кратковременной памяти слабо зависит от информационного содержания запоминаемых сигналов, ибо эта память имеет дело с символами, а не с содержательной стороной информации.

В долговременной памяти выделяют относительный и абсолютный объемы. Относительный объем долговременной (V) памяти оценивается по формуле: V = Nстим. / Nповт.,

где Nстим. – число стимулов (или количество информации), сохранившихся в памяти спустя некоторое время после их предъявления (не менее 30 мин); Nповт. – число повторение необходимых для запоминания.

В диагностике памяти иногда не учитывают число повторений Nповт., ограничиваясь однократным предъявлением стимульной информации. Относительный объем памяти зависит от информативности стимула. Относительный объем долговременной памяти обусловлен и количеством запоминаемой информации.

Абсолютный объем долговременной памяти. Память имеет огромный объем, используемый человеком не более чем на 30% за всю его жизнь. Теоретические подсчеты показывают, что общий объем долговременной памяти составляет 2,8*1020 двоичных единиц (бит). Это эквивалентно овладению шестью иностранными языками, усвоению программ трех вузов.

Готовность памяти отражает степень легкости воспроизведения образов, необходимость в которых возникает в данный момент. Эта характеристика очень важна в процессах принятия экстренных решений (при решении управленческих задач или при поиске выхода из чрезвычайной ситуации).

Точность памяти характеризует правильность воспроизведения образов с требуемым уровнем детальности.

Скорость запоминания измеряется количеством повторений, необходимых для сохранения образа.

Скорость забывания измеряется временем, в течение которого образ сохраняется [24, 40].


Развитие фотографической зрительной памяти
Фотографическая зрительная память, позволяющая длительно удерживать и быстро восстанавливать в памяти зрительные образы, будет полезна не только для динамического чтения. Следующее упражнение поможет развить такую способность. "Фотографирование информации" За одну секунду (это время произнесения слов "двадцать один" ...

Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности
Со стрессовыми состояниями тесно взаимосвязаны, а часто являются их причинами состояния иного типа - фрустрационные. Они возникают в случае блокады невозможности достижения тех или иных значимых для личности целей. Их развитие протекает по следующей схеме: наличие интенсивной потребности (значимой цели, сильного желания); блокировка и ...

Требования к педагогическому оцениванию
Педагогическую оценку правомерно рассматривать как особого рода стимул. В мотивации индивидуального поведения при возникновении потребности в интеллектуальном и нравственном развитии в специфических видах деятельности-обучении и воспитании - педагогическая оценка играет ту же самую роль, какую выполняет любой другой стимул при актуализа ...