Развитие мозговых структур памяти и внимания
Другой аспект развития высших психических функций человека – это развитие мозговых структур, т.е. проблема локализации психических функций.
В развитии данного вопроса мы будем опираться на концепцию системной динамической локализации высших психических функций, разработанную А.Р. Лурия и Л. С. Выготским.
Согласно теории системной динамической Л. в. п. ф. человека, психические функции следует рассматривать как сложные системные образования, прижизненно сформированные по своему генезу, опосредствованные по своему строению, прежде всего речью, и сознательные произвольные по своему функционированию. [Зинченко] Высшие психические функции человека не имеют чёткой, узкой локализации в той или иной части головного мозга. Мозговой субстрат психических функций работает как единое целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль.
Нас интересует, каким образом локализация высших психических функций – внимания и памяти – изменяется с развитием человека в онтогенезе.
Развитие коры головного мозга как филогенетически нового образования происходит в течение длительного периода онтогенеза. В различных областях и полях коры изменения ее ширины, размеров и уровней дифференцировки нейронов всех типов происходят в разные сроки и с различной интенсивностью. Наиболее поздно достигают полной дифференцировки ассоциативные области. К моменту рождения ребенка кора головного мозга имеет то же многослойное строение, что и у взрослых. Однако ширина корковых слоев и подслоев значительно увеличивается с возрастом. Развитие нейронного аппарата, его ансамблевой организации и межансамблевых связей обеспечивает формирование с возрастом системной организации высших нервных функций, психики и поведенческих реакций.
Наиболее позднее созревание происходит в лобной коре; ребенок рождается с незрелыми лобными структурами, однако к 12-14 годам площадь лобной коры увеличивается на 360 %.
Именно её медленно постнатальное созревание коррелирует с медленным формированием у ребенка произвольных форм управления психическими функциями и поведением в целом.
Исследования показали, что в лобных структурах мозга располагаются отделы, осуществляющие программирование сложных форм поведения.
Если изучить карту последовательного созревания различных отделов коры и миелинизации связанных с ними путей (см. Приложение 3), можно получить чёткое представление о развитии мозгового субстрата высших психических функций, и в частности внимания и памяти.
Приложения
Приложение №1
Скрининг-программа обследования детей в СДР
Приложение №2
ДИАГНОСТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА
(по шкале Сирса)
Уровень тревожности
При непосредственном общении с трудом включается в работу
Чрезмерно громко или чрезмерно тихо отвечает на вопросы ...
Оценка и самооценка в обучении
Оценка[1] - установление степени выполнения школьниками задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков.
Употребляется в трех основных значениях: 1. Применительно к учебному процессу - определение степени успешности в освоении знаний, на ...
Приложения
Приложение А
Упражнения для средней группы (4-5 лет)
1. «Мысленная картинка»
Ведущий просит детей закрыть глаза, вслушаться в тихую музыку и попробовать придумать какую-либо картинку, подходящую к этой музыке, а затем описать ее группе.
2. «Какие девочки, – какие мальчики»
Ведущий бросает детям мячик, называя поочередно то качество ...