Psfine

Позитивная психология

Заключение

1.

Под межличностными отношениями понимается: субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

2.

Выделили возрастные закономерности развития межличностных отношений в детском возрасте, уточнили особенности данных отношений со сверстниками и со взрослыми на разных возрастных этапах. В дошкольном возрасте это: отношения со сверстниками функционально-ролевые, где взрослый выступает носителем норм и форм поведения, которые ребенок усваивает через отношения со сверстниками; закладываются и формируются основные нормы, стереотипы, регулирующие межличностные отношения; мотивы межличностной привлекательности не осознаются; инициатором отношений выступает взрослый; контакты (отношения) носят не продолжительный характер; межличностные связи относительно неустойчивы; в своих действиях дети ориентируются на мнение взрослых; склонны проявлять идентификацию с людьми значительными в их жизни (близкие люди), сверстниками близкого окружения; специфичность проявляется в психическом заражении и подражании в эмоциональных проявлениях, оценках и суждениях о людях. В младшем школьном возрасте это: постепенная смена функционально-ролевых отношений на эмоционально-оценочные - осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности; влияние на формирование взаимооценок оказывает учебная деятельность и оценка учителя; доминирующими основаниями для оценок друг друга являются ролевые, а не личностные характеристики сверстника. Для детей старшего школьного возраста характерно: постепенная смена эмоционально-оценочных отношений на личностно-смысловые - мотив одного ребенка приобретает для других сверстников личностный смысл; формирование взаимооценок обусловлено личностными, нравственными характеристиками; морально-волевые качества партнера становятся важнейшим основанием предпочтений в установлении межличностных отношений; нормы, формы и стереотипы регулирования межличностных отношений не зависят от взрослых; взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными и стабильными; уровень развития межличностной отношений определяет специфику процессов индивидуализации.

3.

В результате теоретического исследования нами выделены особенности формирования межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью. В дошкольном возрасте это: несформированность потребности в таком общении; другой ребенок не является объектом отстраненного наблюдения; стереотипы в установлении межличностных отношений воспитанные; часты неадекватные реакции в коммуникации; не сформированность межличностной перцепции. В младшем школьном возрасте это: гипертрофированный эгоцентризм; неадекватная самооценка; отсутствие широкого контакта со сверстниками. В старшем школьном возрасте это: неадекватная самооценка; склонность к социальному иждивенчеству; недостаточная сформированнасть навыков межличностного общения в среде обычных людей.

4.

Провели ознакомительный обзор ряда методик направленных на изучение межличностных отношений в детском коллективе и со взрослыми. При этом остановили свой выбор на рисованном апперцептивном тесте (РАТ) разработанном Л.М. Собчик. Это более компактный модифицированный вариант тематического апперцептивного теста (ТАТ) Г. Мюррея. Он отнимает меньше времени на обследование и более приспособлен к условиям работы практического психолога.

5.

В результате проведенного нами исследования среди детей с интеллектуальной недостаточностью в разных возрастных группах (дошкольники, младшие и старшие школьники) мы получили качественные и количественные показатели, которые свидетельствуют о том, что рисованный апперцептивный тест может быть использован в качестве диагностической методики в специальной психологии для выявления особенностей межличностных отношений у детей младшего и старшего возраста с интеллектуальной недостаточностью. С целью уточнения данного заключения мы провели математическую обработку данных, которая подтвердила целесообразность использования данного теста в диагностики этой категории детей.

6.

На основе теоретических и практических исследований нами разработаны рекомендации по применению проективной методики РАТ для диагностики особенностей межличностных отношений у детей младшего и старшего возраста, имеющих интеллектуальную недостаточность.

Поставленная нами цель по выявлению особенностей межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью и анализа диагностической методики РАТ была достигнута в процессе решения задач, указанных во введении.


Понятие «агрессивного поведения»
В последние годы ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. Так, если не сосредотачиваться на деталях и подойти к вопросу глобально, то можно, как утверждает А.А. Реан, выделить два полярных подхода к феномену агрес ...

Раскройте понятие личности в психологии. Охарактеризуйте структуру личности
Понятие «личности» является одним из основополагающих для всех концепций. Знание о личности - это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте – сложному человеческому существу и индивидуальности. Личность всегда выступает как член общества, как исполнитель определённых общественны ...

Специфика проявления агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте
Дошкольный возраст делят на подпериоды: младший дошкольный возраст (3-4); средний дошкольный возраст (4-5); старший дошкольный возраст (5-7). Рамки семьи в дошкольном возрасте раздвигаются до пределов улицы и города. Ребенок открывает мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. У ребенка возникает потре ...