Psfine

Позитивная психология

Заключение

1.

Под межличностными отношениями понимается: субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

2.

Выделили возрастные закономерности развития межличностных отношений в детском возрасте, уточнили особенности данных отношений со сверстниками и со взрослыми на разных возрастных этапах. В дошкольном возрасте это: отношения со сверстниками функционально-ролевые, где взрослый выступает носителем норм и форм поведения, которые ребенок усваивает через отношения со сверстниками; закладываются и формируются основные нормы, стереотипы, регулирующие межличностные отношения; мотивы межличностной привлекательности не осознаются; инициатором отношений выступает взрослый; контакты (отношения) носят не продолжительный характер; межличностные связи относительно неустойчивы; в своих действиях дети ориентируются на мнение взрослых; склонны проявлять идентификацию с людьми значительными в их жизни (близкие люди), сверстниками близкого окружения; специфичность проявляется в психическом заражении и подражании в эмоциональных проявлениях, оценках и суждениях о людях. В младшем школьном возрасте это: постепенная смена функционально-ролевых отношений на эмоционально-оценочные - осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности; влияние на формирование взаимооценок оказывает учебная деятельность и оценка учителя; доминирующими основаниями для оценок друг друга являются ролевые, а не личностные характеристики сверстника. Для детей старшего школьного возраста характерно: постепенная смена эмоционально-оценочных отношений на личностно-смысловые - мотив одного ребенка приобретает для других сверстников личностный смысл; формирование взаимооценок обусловлено личностными, нравственными характеристиками; морально-волевые качества партнера становятся важнейшим основанием предпочтений в установлении межличностных отношений; нормы, формы и стереотипы регулирования межличностных отношений не зависят от взрослых; взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными и стабильными; уровень развития межличностной отношений определяет специфику процессов индивидуализации.

3.

В результате теоретического исследования нами выделены особенности формирования межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью. В дошкольном возрасте это: несформированность потребности в таком общении; другой ребенок не является объектом отстраненного наблюдения; стереотипы в установлении межличностных отношений воспитанные; часты неадекватные реакции в коммуникации; не сформированность межличностной перцепции. В младшем школьном возрасте это: гипертрофированный эгоцентризм; неадекватная самооценка; отсутствие широкого контакта со сверстниками. В старшем школьном возрасте это: неадекватная самооценка; склонность к социальному иждивенчеству; недостаточная сформированнасть навыков межличностного общения в среде обычных людей.

4.

Провели ознакомительный обзор ряда методик направленных на изучение межличностных отношений в детском коллективе и со взрослыми. При этом остановили свой выбор на рисованном апперцептивном тесте (РАТ) разработанном Л.М. Собчик. Это более компактный модифицированный вариант тематического апперцептивного теста (ТАТ) Г. Мюррея. Он отнимает меньше времени на обследование и более приспособлен к условиям работы практического психолога.

5.

В результате проведенного нами исследования среди детей с интеллектуальной недостаточностью в разных возрастных группах (дошкольники, младшие и старшие школьники) мы получили качественные и количественные показатели, которые свидетельствуют о том, что рисованный апперцептивный тест может быть использован в качестве диагностической методики в специальной психологии для выявления особенностей межличностных отношений у детей младшего и старшего возраста с интеллектуальной недостаточностью. С целью уточнения данного заключения мы провели математическую обработку данных, которая подтвердила целесообразность использования данного теста в диагностики этой категории детей.

6.

На основе теоретических и практических исследований нами разработаны рекомендации по применению проективной методики РАТ для диагностики особенностей межличностных отношений у детей младшего и старшего возраста, имеющих интеллектуальную недостаточность.

Поставленная нами цель по выявлению особенностей межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью и анализа диагностической методики РАТ была достигнута в процессе решения задач, указанных во введении.


Проблема классификации психологических защит
Несмотря на то, что многие авторы выделяют общие аспекты, теории МПЗ, до сих пор не существует систематизированных знаний об этих глубинно-личностных свойствах. Ряд авторов вообще говорят о том, что психологическая защита – наиболее противоречивый вопрос психологии, приводя следующие аргументы: отсутствие общепринятых определений и клас ...

Недобросовестные (манипулятивные) приемы ведения переговоров и противодействие им
Общее правило противодействия манипулятивным приемам включает в себя три основных компонента: 1.Распознать тактику партнера. 2.Открыто поставить о ней вопрос. 3.Обсудить ее (подвергнуть сомнению законность, правомерность, желательность). Сделав это, вы, скорее всего, сможете противостоять тактике недобросовестных участников перегово ...

Свойства и закономерности
Процессы памяти Память существует в четырех взаимосвязанных процессах: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение. Запоминание - это процесс запечатления воспринятой информации с целью последующего ее сохранения. Качество запоминания зависит от многих факторов: от особенностей запоминаемого материала (его объема, логичности, ...