Результаты экспериментального исследования одиночестваСтраница 2
Получили демографические и социальные данные о респондентах, а также результаты вышеописанных 4 тестов. Среди 97 исследованных переменных качественными, остальные 94- количественными.
Полученные результаты были подвергнуты корреляционному анализу (табл.2.2). Найдены 9409 коэффициентов корреляции, определена их значимость для уровня доверительной вероятности 0,95.
Уровень одиночества, ощущаемого индивидом, наиболее сильно коррелирует с уровнем самоконтроля по Р.Б. Кетеллу (коэффициент парной линейной корреляции К. Пирсона - -0,43; -0,41). То есть выше волевые качества личности – целеустремленность, ответственность, организованность, - тем в меньшей степени она ощущает себя одинокой. Состояние одиночества присуще тем, у кого рассеяное внимание, переменчивые интересы, низкий уровень самоконтроля.
Вторым по значению (по силе влияния на ощущение одиночества) фактором является самооценка (но не оценка!) смелости, решительности (-0,40). Смелые, решительные, склонные к риску одиночества не испытывают. Это состояние свойственно неуверенным, нерешительным, деликатным застенчивым.
На третьем месте – эмоциональная устойчивость (-0,19; -0,38). Не испытывают одиночества выдержанные, уравновешенные, испытывают – неустойчивые, возбудимые, подверженные чувствам.
На 4 месте – уровень потребности в признании (0.37). Чем выше уровень этой потребности в общей структуре потребностей личности, тем сильнее чувство одиночества. Здесь, скорее, наблюдается обратная каузальная направленность: одинокие испытывают более сильную потребность в признании, не испытывающие этого чувства считают эту потребность удовлетворенной. Необходимо иметь в виду, что «потребность» следует понимать как «неудовлетворенная потребность», так как после своего удовлетворения, согласно, например теории когнитивного диссонанса Фестигера, взглядам на мотивацию Х. Хекхаузена и ряду других подходов, потребность перестает быть актуальной и исчезает из перечня действующих мотивов деятельности, замещаясь иными, с меньшей степенью сиюминутной удовлетворенности.
На 5 месте – самооценка (но, опять-таки, не объективная оценка!) нормативности поведения (-0,36). Чем менее нормативным считает свое поведение индивид, чем он более терзается чувством вины за нарушение моральных норм и правил, тем сильнее его чувство одиночества. Здесь нельзя не увидеть параллели со взглядами Э. Фромма: человек страдая от одиночества, ищет спасения в конформизме, в принятии взглядов толпы, навязанных ею норм и правил, в единении с ней.
На 6 месте – самооценка доминантности (0,35). Доминантные властные, напористые (по самооценке) личности не одиноки. Напротив, чувствуют себя одинокими, уступчивые, тактичные.
На 7 месте – самооценка гибкости, изощренности (-0,32). Не переживают одиночества расчетливые, изощренные, проницательные, гибкие, переживают – естественные, безыскусные, прямолинейные, прямые (по самооценке).
С помощью регрессионного анализа получены уравнения, связывающие уровень одиночества с исследованиями индивидуальными показателями личности. Так, дети в больших семьях не чувствуют себя одинокими (рис.2.1). Начиная с 4 детей в семье, чувство одиночества практически отсутствует. Таким образом, положения психоанализа о принципиальной важности для личностного развития первых лет жизни подтверждаются экспериментально: ребенок, окруженный братьями и сестрами, становясь взрослым, не испытывает чувства одиночества.
Разведенные испытывают большее одиночество (1,50), чем состоящие в браке (1,25), а последние – большее, чем холостяки и незамужние (0,97), что ставит под вопрос рекомендацию «терапии одиночества браком», бытующую в обиходе (рис.2.2).
Анализ и психотерапия. Аналитическая психология Карла Густава Юнга
Карл Густав Юнг был одним из основателей психоанализа, учеником и близким другом Фрейда. Теоретические разногласия и обстоятельства личного характера привели к тому, что Юнг создал свою собственную школу, названную им аналитической психологией. В подходе Юнга остается признание главной идеи Фрейда, что современный человек подавляет свои ...
Алгоритм картины будущего
1. Определите свою цель на 5 лет вперед.
2. Ярко и выпукло нарисуйте себе картину будущего:
— Кем Вы будете через 5 лет?
— Какое к этому времени Вы получите дополнительное образование?
— Каков будет Ваш ежемесячный доход?
— Как Вы будете себя чувствовать?
— Какими будут Ваши перспективы на будущее?
3. Определите, что Вы должны сд ...
Эмпирическое исследованиею Методологические основания, методики и
организация эмпирического исследования
Теоретико-методологическими основаниями проведенного исследования выступали материалистическая концепция рассмотрения восприятия времени как отражения длительности, скорости и последовательности существующих вовне событий; положение о личностных особенностях восприятия времени и концепция влияния различных по своей природе факторов на т ...