Результаты экспериментального исследования одиночестваСтраница 2
Получили демографические и социальные данные о респондентах, а также результаты вышеописанных 4 тестов. Среди 97 исследованных переменных качественными, остальные 94- количественными.
Полученные результаты были подвергнуты корреляционному анализу (табл.2.2). Найдены 9409 коэффициентов корреляции, определена их значимость для уровня доверительной вероятности 0,95.
Уровень одиночества, ощущаемого индивидом, наиболее сильно коррелирует с уровнем самоконтроля по Р.Б. Кетеллу (коэффициент парной линейной корреляции К. Пирсона - -0,43; -0,41). То есть выше волевые качества личности – целеустремленность, ответственность, организованность, - тем в меньшей степени она ощущает себя одинокой. Состояние одиночества присуще тем, у кого рассеяное внимание, переменчивые интересы, низкий уровень самоконтроля.
Вторым по значению (по силе влияния на ощущение одиночества) фактором является самооценка (но не оценка!) смелости, решительности (-0,40). Смелые, решительные, склонные к риску одиночества не испытывают. Это состояние свойственно неуверенным, нерешительным, деликатным застенчивым.
На третьем месте – эмоциональная устойчивость (-0,19; -0,38). Не испытывают одиночества выдержанные, уравновешенные, испытывают – неустойчивые, возбудимые, подверженные чувствам.
На 4 месте – уровень потребности в признании (0.37). Чем выше уровень этой потребности в общей структуре потребностей личности, тем сильнее чувство одиночества. Здесь, скорее, наблюдается обратная каузальная направленность: одинокие испытывают более сильную потребность в признании, не испытывающие этого чувства считают эту потребность удовлетворенной. Необходимо иметь в виду, что «потребность» следует понимать как «неудовлетворенная потребность», так как после своего удовлетворения, согласно, например теории когнитивного диссонанса Фестигера, взглядам на мотивацию Х. Хекхаузена и ряду других подходов, потребность перестает быть актуальной и исчезает из перечня действующих мотивов деятельности, замещаясь иными, с меньшей степенью сиюминутной удовлетворенности.
На 5 месте – самооценка (но, опять-таки, не объективная оценка!) нормативности поведения (-0,36). Чем менее нормативным считает свое поведение индивид, чем он более терзается чувством вины за нарушение моральных норм и правил, тем сильнее его чувство одиночества. Здесь нельзя не увидеть параллели со взглядами Э. Фромма: человек страдая от одиночества, ищет спасения в конформизме, в принятии взглядов толпы, навязанных ею норм и правил, в единении с ней.
На 6 месте – самооценка доминантности (0,35). Доминантные властные, напористые (по самооценке) личности не одиноки. Напротив, чувствуют себя одинокими, уступчивые, тактичные.
На 7 месте – самооценка гибкости, изощренности (-0,32). Не переживают одиночества расчетливые, изощренные, проницательные, гибкие, переживают – естественные, безыскусные, прямолинейные, прямые (по самооценке).
С помощью регрессионного анализа получены уравнения, связывающие уровень одиночества с исследованиями индивидуальными показателями личности. Так, дети в больших семьях не чувствуют себя одинокими (рис.2.1). Начиная с 4 детей в семье, чувство одиночества практически отсутствует. Таким образом, положения психоанализа о принципиальной важности для личностного развития первых лет жизни подтверждаются экспериментально: ребенок, окруженный братьями и сестрами, становясь взрослым, не испытывает чувства одиночества.
Разведенные испытывают большее одиночество (1,50), чем состоящие в браке (1,25), а последние – большее, чем холостяки и незамужние (0,97), что ставит под вопрос рекомендацию «терапии одиночества браком», бытующую в обиходе (рис.2.2).
Описание методик и стратегических средств разрешения конфликтных
ситуаций
Итак, всем понятно, что конфликты всегда существовали, существуют и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений.
Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, жел ...
Понятие зависимость
Аддиктивное поведение (зависимое) характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. Уход от реальности путём изменения психического состояния может происходить при использовании разных способов. Каждого человеку иногда хочется изменить своё психическое состояние. Иногда необходимо изб ...
Развитие фотографической зрительной памяти
Фотографическая зрительная память, позволяющая длительно удерживать и быстро восстанавливать в памяти зрительные образы, будет полезна не только для динамического чтения. Следующее упражнение поможет развить такую способность.
"Фотографирование информации"
За одну секунду (это время произнесения слов "двадцать один" ...
