Psfine

Позитивная психология

Материалы » Причины, диагностика и коррекция одиночества личности » Аспекты состояния одиночества личности

Аспекты состояния одиночества личности
Страница 1

Одиночество испытывают люди разных возрастов, профессий, материальных и социальных статусов. В самом общем приближении оно связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания. Но что стоит за понятием «оторванность»? Физическая изолированность не отражает, а часто и не является причиной одиночества, скорее, речь идет о нарушении связи внутреннего мира человека и его социального окружения. С другой стороны, беспрерывное взаимодействие и бесконечное общение тоже не противостоит одиночеству, а иногда и порождает его. Одиночество в толпе так же имеет место в нашей жизни, как и счастье в пустыне.

Философы, психологи и врачи, обсуждая проблему одиночества сталкиваются с определенными трудностями. Во-первых, конкретный смысл понятия «одиночество», как изолированность от людей, однобок и неточен. Такие чувства и эмоции, как страх, тревога, грусть, оторванность, ненужность, угнетенность часто определяются человеком как одиночество. Возможно все – это причины возникновения одиночества, возможность – следствия, возможно – его компоненты.

Во-вторых, одиночество – сугубо личностное переживание, к тому же имеющее весьма неопределенные внешние проявления – и психические и соматические. Поэтому получаемые данные – это описание человеком субъективных чувств и переживаний в связи с какими-то событиями, которые он определят или именует как «одиночество». В определенный период жизни благодаря книгам, кино и учителям в нашем сознании возникает образ того, что мы начинаем именовать одиночеством. Этот образ, как и само понятие, весьма индивидуально, многоаспектно, иерархично.

В-третьих, данных о дальнейшей жизни клиентов, прошедших курс коррекции чувства одиночества, либо не систематизированы, либо отсутствуют. Неясно, возвращается ли подобное чувство, чем оно провоцирует и как переживается.

Цель данной работы – обзор исследований наиболее завершенных методов диагностики и терапии и выделение общих для всех понятий, признаков, тенденций и походов в отдельную структуризированную форму с пониманием механизма и причин возникновения одиночества.

Вот некоторые отрывки из работ различных ученых и философов, позволяющие бегло проследить путь и направление, в котором начиналось и продолжается движение в исследовании одиночества.

«Человек одинокий, другой нет; ни сына, ни брата нет у него; и всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством…» (Екклесиаст. Ветхий завет (4.8). Драматизм утраты живительной связи человека с миром людей, пронизывает библейский текст. Отчаянье и безысходность заставляет искать способ преодоления одиночества – «диалог» с Всевышним.

«Первыми фобиями у детей, связанными с внешними условиями, являются боязнь темноты и одиночества. Обе вызваны у ребенка ощущением отсутствия любимого человека, скажем, матери. Я слышал из соседней комнаты, как ребенок, испугавшийся темноты, звал: «Говори со мной, боюсь!» – «Зачем? Для чего? Ты все равно меня не видишь». На это ребенок отвечал: «Когда кто-то говорит со мной, становится легче». (З. Фрейд, 1916 – 1917). Это одно из немногих высказываний З. Фрейда по поводу одиночества. Хотя с этой темой отчасти переплетается его идея об «океаническом чувстве». З. Фрейд опираясь на тот факт, что индивид до рождения окружен материнскими водами, находясь в безопасности, комфорте и одиночестве, делает вывод: человек испытывает ностальгию по тому уютному состоянию. По его мнению сон, фантазия, медитация, (а это, несомненно, один из видов переживания одиночества) – это возвращение к утраченным истокам.

Страницы: 1 2 3


После
До % ...

Найди мяч
Играющие становятся в круг, вплотную друг к другу, лицом в центр круга. Водящий выходит на середину круга. Все дети держат руки за спиной. Одному из них дают мяч среднего размера. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать, у кого находится мяч. Обращаясь то к одному, то к другому ребенку, он говорит: ...

Художественная перцепция как процесс познания человека школьником
Искусство – своего рода полигон для развития эмоционально-волевых, мотивационных и других аспектов личности. Мы учимся чувствовать, хотеть, относиться к другим людям через искусство. Мы учимся быть людьми через искусство. А.А.Леонтьев Знания о человеке вообще и о себе, в частности, субъект черпает из самых различных источников, среди ...