Psfine

Позитивная психология

Материалы » Причины, диагностика и коррекция одиночества личности » Аспекты состояния одиночества личности

Аспекты состояния одиночества личности
Страница 1

Одиночество испытывают люди разных возрастов, профессий, материальных и социальных статусов. В самом общем приближении оно связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания. Но что стоит за понятием «оторванность»? Физическая изолированность не отражает, а часто и не является причиной одиночества, скорее, речь идет о нарушении связи внутреннего мира человека и его социального окружения. С другой стороны, беспрерывное взаимодействие и бесконечное общение тоже не противостоит одиночеству, а иногда и порождает его. Одиночество в толпе так же имеет место в нашей жизни, как и счастье в пустыне.

Философы, психологи и врачи, обсуждая проблему одиночества сталкиваются с определенными трудностями. Во-первых, конкретный смысл понятия «одиночество», как изолированность от людей, однобок и неточен. Такие чувства и эмоции, как страх, тревога, грусть, оторванность, ненужность, угнетенность часто определяются человеком как одиночество. Возможно все – это причины возникновения одиночества, возможность – следствия, возможно – его компоненты.

Во-вторых, одиночество – сугубо личностное переживание, к тому же имеющее весьма неопределенные внешние проявления – и психические и соматические. Поэтому получаемые данные – это описание человеком субъективных чувств и переживаний в связи с какими-то событиями, которые он определят или именует как «одиночество». В определенный период жизни благодаря книгам, кино и учителям в нашем сознании возникает образ того, что мы начинаем именовать одиночеством. Этот образ, как и само понятие, весьма индивидуально, многоаспектно, иерархично.

В-третьих, данных о дальнейшей жизни клиентов, прошедших курс коррекции чувства одиночества, либо не систематизированы, либо отсутствуют. Неясно, возвращается ли подобное чувство, чем оно провоцирует и как переживается.

Цель данной работы – обзор исследований наиболее завершенных методов диагностики и терапии и выделение общих для всех понятий, признаков, тенденций и походов в отдельную структуризированную форму с пониманием механизма и причин возникновения одиночества.

Вот некоторые отрывки из работ различных ученых и философов, позволяющие бегло проследить путь и направление, в котором начиналось и продолжается движение в исследовании одиночества.

«Человек одинокий, другой нет; ни сына, ни брата нет у него; и всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством…» (Екклесиаст. Ветхий завет (4.8). Драматизм утраты живительной связи человека с миром людей, пронизывает библейский текст. Отчаянье и безысходность заставляет искать способ преодоления одиночества – «диалог» с Всевышним.

«Первыми фобиями у детей, связанными с внешними условиями, являются боязнь темноты и одиночества. Обе вызваны у ребенка ощущением отсутствия любимого человека, скажем, матери. Я слышал из соседней комнаты, как ребенок, испугавшийся темноты, звал: «Говори со мной, боюсь!» – «Зачем? Для чего? Ты все равно меня не видишь». На это ребенок отвечал: «Когда кто-то говорит со мной, становится легче». (З. Фрейд, 1916 – 1917). Это одно из немногих высказываний З. Фрейда по поводу одиночества. Хотя с этой темой отчасти переплетается его идея об «океаническом чувстве». З. Фрейд опираясь на тот факт, что индивид до рождения окружен материнскими водами, находясь в безопасности, комфорте и одиночестве, делает вывод: человек испытывает ностальгию по тому уютному состоянию. По его мнению сон, фантазия, медитация, (а это, несомненно, один из видов переживания одиночества) – это возвращение к утраченным истокам.

Страницы: 1 2 3


Коммуникативное пространство в группе
Коммуникации в группах: организация «коммуникативного пространства» Если организация людей (рабочая группа) планирует успешное развитие региона, то для успе­ха дела она должна быть способна спланировать и свое собственное успешное взаимодейст­вие. В связи с этим возникает необходимость в разработке и организации "коммуникативного ...

Основные методы духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края
Говоря о методах духовного развития дошкольников нужно понимать, что работа с детьми такого возраста должна строиться не на учебной, а на игровой основе. Общеизвестным считается что дети 5-7 лет не знают и не испытывают многих духовных свойств и качеств а поэтому и не имеют ряда основополагающих личностных качеств которые присущи духовн ...

Понятие кризисной ситуации
Диагноз в психиатрии очень несовершенная наука с ограниченным кругом успешности. Подобно сильным таблеткам, его лучше применять щадяще и только тогда, когда ясна его польза для пациента. Диагноз не может быть ответом на проблему, скорее, это гипотеза для проверок и пересмотров. В нашей профессии мы имеем дело не с симптомом, а с человеч ...